Российский триллер «Казнь» выходит в прокат

В прокат выходит триллер «Казнь» — кинодебют Ладо Кватании — клипмейкера Хаски, Оксимирона, «Ленинграда» и Манижи.

Российский триллер «Казнь» выходит в прокат
© BFM.RU

Ретродетектив о схватке следователя и серийного убийцы отметили на международных фестивалях. Александра Сидорова — о том, как его примет российский зритель.

34-летний Ладо Кватания широко известен именно как режиссер клипов. Он жених Манижи — ставил ее нашумевшее выступление на «Евровидении». Друг Ильи Найшуллера. Долго шел к полнометражному кино. Сам режиссер говорит, что переживает, не будут ли сравнивать фильм с «Чикатило» Сарика Андреасяна. В центре «Казни» — дело о серийных убийствах, которое расследовали десять лет и официально закрыли. Внезапно появляется выжившая жертва. Главный тут — следователь Исса, который когда-то закрыл глаза на недостаточность улик. А теперь должен исправить ошибку. Во время просмотра чувствуется колоссальное влияние западного кино, считает кинокритик «Филм.ру» Влад Шуравин:

Влад Шуравин кинокритик «Филм.ру» «Кватания может говорить сколько угодно, как он любит советский кинематограф. В это охотно верится, декорации немного лубочные, действительно вдохновлены и, очевидно, его жизнью, и постсоветской действительностью. Но невооруженным взглядом можно найти влияние Финчера, который тоже был клипмейкером, делал постоянно упор на визуальных составляющих своих фильмов и с помощью света и цвета передавал то или иное настроение своих героев. У Ладо Кватании, мне кажется, такая же методика, он очень скрупулезно выставляет кадр, это выглядит эффектно. Мне кажется, что в российском кино давно не было такой красивой операторской работы, по крайней мере, уж точно. Но как сценарист он писал сценарий в том числе вместе с Ольгой Городецкой — автором «Прекрасной твари», примечательного российского хоррора. Они написали кино, которое отчаянно хочет быть более или менее жанровым, западным, зрительским, но не попадает как будто бы ни в одну категорию. Сценарий — к нему очень много вопросов».

Повествование нелинейное: история скачет из 1991 года в 1970-е и обратно. Зритель рискует запутаться в эпохах. Впрочем, Виктор Сухоруков, с которым Кватания обсуждал участие в съемках, однажды назвал сценарий «Казни» идеальным. Правда, сотрудничество не сложилось. Следователь — грузинский актер Нико Тавадзе, остальные ключевые роли отдали российским звездам: Виктория Толстоганова играет жену, Юлия Снигирь — любовницу, Даниил Спиваковский — главного подозреваемого, Аглая Тарасова — жертву. Получился очень достойный, но неравномерный дебют, считает обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина:

Сусанна Альперина обозреватель «Российской газеты» «Есть очень хорошие эпизоды, и есть большое количество штампов. Возможно, в этом фильме не было хорошего редактора, но в целом там есть атмосфера, там есть история, которая раскрывается довольно неожиданным образом. Мне очень понравилась работа главного героя, присутствие в фильме Юлии Снегирь у меня вызвало перекличку с сериалом «Хороший человек». Очень сильный эпизод с Ольгой Лапшиной. Что касается Даниила Спиваковского, там, конечно, эксплуатируются его умения очень сильно, он переигрывает в некоторых сценах. Считаю, что Ладо Кватании нужно продолжить. Есть свой почерк. Часто ругают современное поколение режиссеров за клиповое мышление, но я ничего плохого в этом не вижу. Главное, чтобы был образ, а клипмейкеры искусством собрания образа если владеют, то это распространяется и на режиссуру».

«Казнь» отметили на профильных смотрах за границей: в частности, на Международном фестивале фантастических фильмов в Каталонии и смотре триллеров и криминального кино во французском Реймсе. Критики считают: возможно, в другие времена зарубежных призов было бы больше.