Отменить Disney. Компании объявили бойкот за отказ от "семейных ценностей"

Компания Disney, известная своими оригинальными мультфильмами и парками развлечений, оказалась в эпицентре "культурных войн". Американсканские консервативные политики и активисты призывают бойкотировать корпорацию за ее позицию по вопросам ЛГБТК+.

Отменить Disney. Компании объявили бойкот за отказ от "семейных ценностей"
© ТАСС

Это не первый случай, когда гигант индустрии развлечений оказывается в таком положении. И, судя по прежнему опыту, нанести компании хоть какой-нибудь вред бойкотами будет сложно.

Очередная попытка "отменить" Disney произошла из-за позиции компании по скандальному Закону о родительских правах в образовании. Документ, который принял комитет сената Флориды, запрещает государственным школам штата обсуждать с учениками начальных классов темы сексуальной ориентации и гендерной идентичности. В противном случае родители могут выставить иски школьным округам. Демократы и гражданские активисты критикуют этот документ за дискриминационную направленность и неясные формулировки. К примеру, в нем отмечается, что обсуждение не может вестись "в определенных классах или определенным образом". Поэтому многие с издевкой называют документ "Не говори "гей" и обвиняют его в подавлении свободы слова. Против документа выступал лично президент Джо Байден.

Позиция Disney

Несмотря на масштабный общественный резонанс, в конце марта документ подписал губернатор Флориды, республиканец Рон ДеСантис. Официально закон вступит в силу 1 июля.

В ответ на это компания Disney, чья штаб-квартира и самый крупный парк развлечений также находятся во Флориде, выпустила заявление, в котором говорится, что закон "никогда не должен был быть принят и никогда не должен был стать законом". Это произошло после того, как некоторые сотрудники Disney потребовали руководство отреагировать на ситуацию и устроили пикет. У Disney есть свои лоббисты в местных законодательных органах, большое влияние на штат. Именно поэтому компанию начали критиковать за пассивную позицию. После чего руководство решилось на заявление.

"Наша цель как компании состоит в том, чтобы отменить его (закон — прим. ТАСС) в законодательном органе или в суде", — говорится в сообщении на сайте компании.

Выпад Disney возмутил губернатора ДеСантиса, по мнению которого компания перешла "красные линии".

"То, что они говорят, — невероятно, они рассматривают свою работу как способ запрограммировать множество этих тем в головы совсем маленьких детей", — сказал политик. Кроме того, он пообещал пересмотреть налоговые и другие привилегии для компании во Флориде, которую, по словам ДеСантиса, фактические "возвели на пьедестал".

Роль Disney в экономике курортного штата колоссальна. Она является частью американской туристической Мекки с оборотом в $75,2 млрд только во Флориде. Компания регулярно жертвует миллионы долларов политикам штата, в основном республиканцам.

Тем не менее губернатор ДеСантис подчеркнул, что не позволит одной компании навязывать свои правила остальным.

Массовый бойкот

Масла в огонь подлили оказавшиеся достоянием общественности видеозаписи с внутренних совещаний Disney. На них сотрудники обсуждали, как им расширить ЛГБТК+ повестку и добавить в свои работы соответствующих персонажей. В частности, исполнительный продюсер Disney Television Animation Латойя Равено заявила, что благодаря поддержке руководства она "добавляет квиров" везде, где может.

На этих же кадрах можно увидеть менеджера по разнообразию и инклюзивности Диснейленда Вивиан Уэр. По ее словам, компания "убрала все гендерные приветствия" в своих тематических парках. Больше никаких "дамы и господа, мальчики и девочки".

После публикации этих материалов у губернатора ДеСантиса резко увеличилось число сторонников в его споре с Disney. Вице-губернатор Техаса Дэн Патрик призвал американские семьи отменять свои поездки в Диснейленды и запустил кампанию "С Disney покончено". Вокруг объектов Disney в Калифорнии и Флориде начались пикеты, в том числе возле крупнейшего Диснелейнда в Орландо.

К бойкоту Disney призвала консервативный комментатор Кэндис Оуэнс, на чью страницу в Twitter подписано 3 млн человек. Издание Daily Wire, где Оуэнс ведет колонку, пообещало создать альтернативную империю развлечений. Издание также рассказало о людях, отменивших каникулы в Диснейленде из-за чрезмерной идеологизации парка. Автор этого материала сообщил, что получил сотни писем от тех, кто не желает больше пользоваться никакими услугами Disney.

Телеканал Fox News сделал сюжет про десять семей, которые отреклись от Disney "из-за ее левой повестки". Писательница Бетани Мандель также рассказала в своей колонке для Fox News, что отменила поездку в Диснейленд. По ее словам, одной из причин такого решения была неоправданно высокая стоимость. Вместо этого она и ее семья посетят SeaWorld и Legoland.

"Наша семья не будет сильно скучать без Диснейленда, мы восполним этот пробел, — написала она. — Но Disney будет скучать по таким клиентам, как мы".

Каковы последствия

Важным вопросом остается, насколько все эти призывы, статьи и пикеты могут реально повлиять на бизнес крупнейшего во всей индустрии развлечений медиаконгломерата. Медийный шум часто не соответствует реальной обстановке на местах. Противникам Disney удалось запустить кампанию в СМИ, но смогут ли они "отменить" всемирно известный бренд?

Издание The Washington Post провело небольшое исследование и связалось с агентствами, которые организуют туры в "Диснейленды". Многие из них не стали давать никаких комментариев из-за чувствительности темы. Однако те два из 13 операторов, которые все же ответили газете, указывают, что не наблюдают никакого ощутимого спада продаж.

Как заявил изданию Лен Теста, глава сервиса по организации туристических поездок TouringPlans, страшнее было, когда Disney не занимал никакой проактивной позиции по закону "Не говори "гей". Это возмущало либеральное большинство и гораздо сильнее угрожало популярности парков.

"Если бы Disney не выступил против законопроекта, мы уверены, что потеряли бы бизнес", — заявил Теста.

С ним согласен и другой представитель туриндустрии — Пит Вернер, совладелец агентства Dreams Unlimited Travel.

"В конце концов, то, что привлекает людей в Disney, намного сильнее этого (бойкота — прим. ТАСС) — связь, эмоциональный резонанс, который компания имеет со своими преданными поклонниками", — сказал он.

Не в первый раз

Скандалы, связанные с вопросами "новой этики", преследовали Disney и раньше. Все это время компании удавалось умело лаврировать в повестке и оперативно реагировать на критику. В 2018 году Диснейленд обновил свой аттракцион "Пираты Карибского моря", убрав из него сцену "аукциона девиц". В ней пираты якобы продавали захваченных в плен девушек и толпа скандировала: "Мы хотим рыжую!" Многие посчитали такую инсталляцию неуместной для современного контекста.

В 2020 году Диснейленд объявил о капитальном ремонте водного аттракциона Splash Mountain, чтобы убрать все ассоциации с музыкальным фильмом "Песня Юга" (Song of the South, 1946 год). Причиной стало неоднозначное восприятие фильма, в котором многие критики находили расистский подтекст и демонстрацию пренебрежительного отношения к темнокожим людям.

То же самое произошло и с аттракционом "Круиз по джунглям", который обновили, чтобы удалить "карикатурные и оскорбительные изображения туземцев".

Наиболее громким скандалом, связанным с Диснейлендом, стал эпизод в середине 90-х годов. Тогда Южная баптистская конвенция проголосовала за бойкот Disney из-за "насаждения ЛГБТ-тематики".

Это произошло на фоне целой череды событий — каминг-аут ведущей телеканала ABC Эллен Дедженереc (канал принадлежит Disney), начало "Дней геев" в Диснейленде (ежегодный день, когда представители сексуальных меньшинств все вместе посещают парк, при этом сама компания не занимается организацией), а также из-за того, что Disney предоставила медицинские льготы партнерам своих гей-сотрудников. В 1997 году, в первый год бойкота и в рамках празднования 25-летия Диснейленда, посещаемость фирменного парка Magic Kingdom выросла на 3 млн человек.

Марк Пински, который освещал бойкот южных баптистов в газете Orlando Sentinel и написал книгу под названием "Евангелие от Disney", заявил, что бойкот, который продлился до 2005 года, не оказал заметного влияния на посещаемость во Флориде. Скорее всего, то же самое произойдет и на этот раз, так как посещение Диснейленда — часть американской семейной традиции. Вряд ли родители станут объяснять своим малолетним детям, что те не смогут увидеть Микки-Мауса только потому, что он стал "слишком левый".