Не такая уж и простушка. Как Барбра Стрейзанд стала самой успешной артисткой в мире
Барбра Стрейзанд — не просто мегапопулярная певица и актриса, коих этот мир знает много. Своей карьерой, талантом и упорством Стрейзанд уже давно превратилась в уникальный феномен культуры. Она дважды получала премию "Оскар" и "Эмми", четырежды — "Золотой глобус", а статуэток главной музыкальной награды США — "Грэмми" — не пересчитать. Барбра — единственная исполнительница в мире, которая занимала верхние строчки чарта Billborad 200 в течение 50 лет (с 1960-х до 2010-х). И хоть для кого-то она просто очередной мем из интернета, артистка, которую высмеяли в "Южном парке", для многих певиц и актрис она остается идеалом в профессии. Ну и, кроме всего прочего, Барбра Стрейзанд — одна из самых коммерчески успешных артисток в мире.
Отец Барбры скончался, когда девочке не было еще и годика, и ее мама, Диана Роузен, которая работала школьным секретарем, вышла замуж во второй раз. Отношения с отчимом у будущей исполнительницы не заладились — тот относился к ней жестоко, мог даже поднять на ребенка руку. В общем-то, можно смело сказать, что детство у Барбры не задалось. Кроме вечных упреков и побоев от отчима, ей приходилось непросто и в школе. Из-за своей необычной внешности (не будем говорить — непривлекательной, хотя именно такой ее и считали одноклассники, даже родная мать) она часто подвергалась насмешкам и издевательствам со стороны других детей. Они высмеивали ее костлявую фигуру, раскосые глаза, слишком длинный нос.
Но удивительно, конечно, что такая жестокость не смогла сломить духа Барбры — она мечтала быть актрисой и все детство, юность шла к этой цели уверенными шагами. Не сломила ее даже родная мать, которая утверждала, что дочь ждет провал — в кино ведь обязательно все должны быть прилизанными, идеальными красотками, вписывающимися в никому непонятные, абстрактные стандарты красоты. Все вокруг считали ее дурнушкой, и причин отказаться от мечты было много, но не для Барбры.
В одном из своих интервью Барбра рассказывала, что в Бруклине, где она жила, будучи маленькой, ее все знали как "девочку без отца с хорошим голосом". Она никогда не училась музыке, и ее вокальный дар достался ей от Бога (ну, или по наследству). Ее мама от природы обладала прекрасным оперным голосом, но никогда не пела профессионально. Спустя годы, вспоминая о своем детстве, Барбра задумается — не завидовала ли мама ее упорству и таланту, отговаривая ее строить карьеру в шоу-бизнесе.
Тем более что нападки по поводу внешности совсем не отразились на будущей артистке. Конечно, когда ты ребенок и все вокруг тычут в тебя пальцем, называя крысенышем, рано или поздно посмотришь в зеркало с вопросом: "Почему я некрасивая?" Но, видимо, какое-то благословение снизошло на Барбру, и она поняла, что прекрасна такой, какая есть. Как-то она покрасила волосы, нанесла яркий и необычный макияж и в таком виде отправилась в школу. Все взгляды были устремлены на нее, и это был первый раз, когда девочка ощутила себя тем, кем вскоре станет: суперзвездой.
Есть такая интересная история, как Барбра впервые спела на сцене. Она пошла в соседнее кафе, чтобы устроиться туда на работу, но его владелец отказывал ей — снова из-за внешности — и просил охранника не пропускать ее. Девушка не отступилась и пробилась сквозь мужчин, она пронеслась по залу словно вихрь — посетители улюлюкали и кричали, какая-то замухрышка испортила им вечер. Она вбежала на сцену, прилепила жвачку на микрофон и сразу же начала петь. Шум в зале постепенно стих, а когда Барбра закончила, в ответ ей раздался шквал аплодисментов.
Это такой прием Барбры — она сразу начинает петь. Позже она скажет, что красота, которая соответствует стандартам, — это скучно. В мире полным-полно красивых людей, но кто из них достиг хоть чего-то. Эта необычная и, бесспорно, запоминающаяся внешность станет фишкой Барбры, а со временем, когда она наконец обретет свой стиль и отточит свое очарование, все вокруг поймут, какая она на самом деле красавица.
В 16 лет после окончания школы Стрейзанд переехала на Манхэттен, где собиралась заняться своей карьерой. Она потеряла единственную свою работу клерком, когда услышала об очередном конкурсе талантов — призом были 50 долларов и бесплатный обед. А окруженной бесконечными отказами на прослушиваниях Барбре нужно было и то, и другое.
Она выиграла этот конкурс в баре Lion — гей-баре, среди экстравагантных и необычных людей, которые тоже часто сталкиваются с жестокостью. Она снова шокировала всех, как в тот вечер в соседнем кафе, — не только своей внешностью и смелостью, но и подачей. Она прогуливалась по залу, взаимодействовала с посетителями и, конечно же, великолепно пела.
Барбра начала с этого бара, куда вскоре на ее выступления стали стекаться театральные и музыкальные ценители. После она перебралась на более престижную площадку Bon Soir, где и встретила своего будущего менеджера Мартина Эрлихмана. Именно он станет тем человеком, который будет бегать по большим лейблам, выбивая контракт для Барбры. В ответ он часто слышал, что такая певица не сможет записать альбом, который будет продаваться. Говорили, что голос красив, но ей надо идти выступать на Бродвей, ведь песни Барбры и ее вокал — не то, что люди будут слушать в альбомах.
Но, как вы уже, наверное, догадались, это мнение, мягко говоря, оказалось ошибочным. В феврале 1963 года Барбра Стрейзанд выпустила свой первый альбом The Barbra Streisand Album, который изменил ее жизнь. Дебютник вскоре взлетел в топ чарта Billborad, стал золотым (значит, продался тиражом более 500 тыс. экземпляров), а еще принес Барбре две статуэтки "Грэмми" — за лучший альбом и лучшее женское вокальное поп-исполнение.
Главное, что захватит вас в этом альбоме, — голос, его сила, смелость. И дело тут не только в регистрах или чистоте. Мастерство, с которым Барбра использует разные вокальные эффекты, чтобы придать тексту драматизм, буквально превращает каждый трек в маленький мюзикл. Она наполняет свежестью и красотой самые разные композиции, например Who’s afraid of the big bad wolf — старенькая песенка про трех поросят, вы можете помнить ее по диснеевскому мультику. И совершенно другой она оказывается в медленной эмоциональной песне Happe Days Are Again.
The Barbra Streisand Album — это действительно настоящий подарок для тех, кто любит мюзиклы в их классическом виде и уже переслушал все шедевры Бродвея. Барбра будто берет все самое лучшее — немного джаза и блюза от Фрэнка Синатры, театральность от Джорджа Гершвина и Ирвина Берлина. И все это, конечно, дополняет шедевральная аранжировка Питера Матца и исполнение его оркестра.
Барбра стала выпускать альбомы, но не забывала и о своей сценической карьере. И, конечно, о мечте сниматься в кино. Ей все время предлагали сделать косметические операции, особенно — исправить нос, что-то поменять на лице. Но девушка отвергала все эти непристойные предложения — вместо того чтобы исправлять недостатки, она делала их своими особенностями. Даже свой бруклинский акцент, над которым могли бы насмехаться в случае с другим артистом, она сделала своей фишкой. Теперь у ее героев был особый комичный эффект, который хорошо запоминался зрителям. В итоге она стала актрисой, от которой невозможно было отвести взгляд.
Дебют Стрейзанд в кино случился в 1968 году в музыкальной комедии "Смешная девчонка". Пожалуй, сейчас нет ни одной юной будущей звезды Бродвея, которая не мечтает сыграть Фанни Брайс — главную героиню картины, простушку из деревни, которая мечтает о славе. Она смешная и непосредственная девушка, которая, хоть и ошибается на сцене и творит хаос, безумно любима публикой за ее великолепный голос. Никого не напоминает?
Знала ли она тогда, что именно эта работа принесет ей мировую известность и положит начало ее огромной карьере? Трудно сказать. Какие уж тут шутки и мемы, ведь "Смешная девчонка" до сих пор считается иконой, а номер Don’t Rain On My Parade стал одним из самых виртуозных для исполнения бродвейских артистов.
Несмотря на то что Барбра записала более 60 альбомов за свою карьеру, она называет себя актрисой в первую очередь. Возможно, она так просто относится к своей музыкальной карьере, потому что вокальное мастерство досталось ей довольно просто. Она никогда не брала долгих принудительных уроков, не занималась в нью-йоркской школе искусств, преодолевая страшную конкуренцию. Барбра всегда говорила, что искусство петь досталось ей естественным образом, что она поет как говорит, а когда начинает исполнять, тут же вживается в характер героя.
А вот актерским мастерством она занималась всерьез, посещала профессиональную студию, училась у известного Аллана Миллера (среди его студентов были Дастин Хоффман, Мерил Стрип, Сигурни Уивер и многие другие). Пожалуй, на этом поприще Стрейзанд достигла всех высот, каких только желала. За исключением разве одного: сыграть в классике, типа Шекспира. Такая маленькая несбывшаяся мечта, как однажды призналась она.
Наверное, можно смело сказать, что успех Стрейзанд зависел еще и от ее характера. Про нее часто говорят — она трудная, требовательная, с ней тяжело работать. У Барбры всегда была тяга контролировать и следить за всеми деталями. Она — перфекционистка, а так часто говорят про гениев. Возможно, именно неизменное желание довести все до идеального результата и упорство, которое помогало ей это делать, и стали решающими факторами, вознесшими Барбру на вершину олимпа.