Войти в почту

"Эта девочка из Гарлема". Как Элла Фицджеральд стала "первой леди джаза"

Ее семья вела простую жизнь, отец был водителем, мать работала прачкой. Детство у маленькой Эллы было непростое, родители девочки не были расписаны официально, жили в гражданском браке, а после рождения дочери их отношения стали еще хуже. Вскоре они и вовсе разошлись, и Элла вместе с мамой переезжает в Йонкерс, юго-восточную часть штата Нью-Йорк, где та встретила своего нового возлюбленного.

"Эта девочка из Гарлема". Как Элла Фицджеральд стала "первой леди джаза"
© ТАСС

Как и у многих будущих джазовых певиц, талант Эллы раскрылся в исполнении госпелов и спиричуэлсов — традиционных песен афроамериканских народов. Именно их в основном исполняют в церквях по воскресеньям, поэтому Элла, семья которой исправно посещала службы, изучала Библию и искренне любила эти гимны.

Несмотря на бедность, трудности, сложное отношение в обществе, Элла никогда не унывала. Она росла веселой и доброй девочкой, увлекалась кино, музыкой, танцами, даже хотела стать балериной. Страшным ударом стала для нее смерть матери в 1932 году — будущей певице тогда было 14 лет. Пережить такое оказалось непросто, она стала хуже учиться и даже вовсе забросила школу, девушка думала, что осталась совершенно одна. На почве всего этого она стала ругаться с отчимом и вскоре решила перебраться к своей тете. Однако ее прогулы и пропуски привлекли внимание социальных служб, и Эллу отправили в специальную школу. Но бунтарский нрав будущей королевы джаза не так уж легко скрыть за стенами приюта, поэтому Элла вскоре сбегает. Лучше уж жить на улице, но свободно, решает она. Так начинается новая непростая глава ее жизни.

Очевидно, любовь к музыке, желание петь поддерживали ее, и вскоре она решает участвовать в любительском конкурсе, который устраивал гарлемский театр "Аполло". Это было ее первое выступление, и его сложно назвать удачным. Дело в том, что Элла очень стеснялась и боялась выступать на публике. Ей стоило немалых трудов преодолеть себя и выйти на сцену, но все не сразу пошло гладко.

Она вообще не хотела петь, хотела выступать как танцовщица. Лишь в последний момент решила удивить публику своими песнями. Кроме того, у нее не было даже сценической одежды, чтобы выглядеть эффектно. Ну а первую песню и вовсе пришлось перепевать — от волнения у девушки пропал голос. Но в итоге, все-таки исполнив свой первый номер — The Object of My Attention — до конца, она услышала шквал аплодисментов, и дальше все прошло как по маслу.

Это было судьбоносное выступление. Девушка не просто выиграла конкурс, заняв первое место и получив приз в $25, но и обзавелась знакомствами, которые дадут ей мощный старт в карьере. Одним из них стал барабанщик Чик Уэбб, который пригласил девушку к себе в группу в качестве вокалистки. Вскоре в 1935 году они записали альбом Love and Kisses и стали выступать в престижных джаз-клубах. А Элла выпустила свои первые синглы A-Tisket и I Found My Yellow Basket, которые сразу же стали хитами. Кстати, интересное совпадение: продажи этой пластинки тоже принесли Элле $25. Совсем как после ее первого выступления.

Конечно, находились и те, кто говорил, что Фицджеральд не хватает глубины в голосе, мол, поет очень просто и поверхностно. Но то были единицы, которые, вероятно, придирались к ней из-за нехватки опыта. Однозначно Элла завоевала любовь публики и ценителей жанра, очень быстро стала получать разные предложения о сотрудничестве. Вскоре кроме группы Уэбба она стала петь и с биг-бэндом Бенни Гудмана. Когда же Чик Уэбб скончался, Элла приняла главенство над бэндом на себя.

Золотые годы карьеры Фицджеральд пришлись на середину века. В 1950–1960-х Элла записала свои лучшие хиты, находилась на пике своей славы. К тому моменту она много сотрудничала и гастролировала с бэндом известного трубача Диззи Гиллеспи. В это время она как раз работала над своим вокальным стилем, вскоре зарекомендовав себя как мастер импровизации и скэта — особого стиля в джазе, когда исполнители используют отдельные слоги или просто набор звуков, пропевая их как вокализ.

С 1956 года Элла начинает записывать свои особенные альбомы-песенники. Она решила выпустить восемь пластинок, каждая из которых содержит композиции поэтов и сонграйтеров из состава Great American Songbook — условное обозначение для лучших сочинений американских композиторов с 1920 по 1960 год. Вот почему множество знаменитых джазовых композиций, таких как, например, How Deep is the Ocean, Puttin’ on the Ritz, Clap Yo’ Hands, Caravan, Take the "A" Train, и многие другие мы знаем именно в ее версии. Фицджеральд просто подарила миру все эти песни в своем прекрасном и уникальном исполнении.

Со временем все критики сошлись в едином мнении — талант Фицджеральд был просто неоспорим, хотя она и не брала никогда ни одного урока по пению. Ей даже не нужно было распеваться, разогреваться перед выступлением — она просто сразу начинала петь. Ее голос обозначали как меццо-сопрано, но диапазон Фицджеральд был намного шире обычных стандартов, она могла петь выше или ниже: этому позавидовала бы любая оперная дива!

Знатоки говорили — она живет мелодией. Вся растворяется в музыке. Элле действительно не было дела до чего-то другого, кроме творчества. Ей было нелегко общаться с большим количеством людей, шумным вечеринкам она предпочитала репетиции или прослушивание музыки. Она была непосредственной и очень простой. Предпочитала общаться с коллегами лишь на репетициях или во время выступлений, не переступая черту профессионального сотрудничества.

Элла Фицджеральд исполняла самые разные композиции, сотрудничала с огромным количеством прекрасных людей, создавая шедевры. Один из таких — композиция Summertime, которую она записала вместе с Луи Армстронгом. Справедливости ради стоит сказать, что у Эллы вообще вышел огромный сборник совместных треков с прославленным трубачом и вокалистом. А его третья часть и вовсе полностью состоит из композиций другой джазовой легенды — Джорджа Гершвина.

К 1980-м годам Элла стала болеть. Фицджеральд страдала от диабета и перенесла операцию на сердце. К этому времени многие стали замечать, что вокальная манера певицы очень изменилась — она стала петь жестче, использовать более короткие мелодии и фразировки. В этом, казалось бы, нет ничего страшного: голос — это инструмент, который более других зависит от возраста и здоровья, он стареет и болеет вместе со своим исполнителем.

Из-за проблем со здоровьем Элла уже не могла справляться с таким количеством нагрузки, записей, выступлений. После операции у нее усугубились проблемы со зрением, вскоре женщина ослепла. Ее последнее выступление состоялось в 1993 году, а тремя годами позже Элла Фицджеральд скончалась.

Наверное, можно было бы сказать, что в истории музыкальной культуры много культовых личностей, которые притягивали к себе внимание и оставили после сотни шедевров. Фрэнк Синатра говорил, что любой джазовый вечер должен начинаться с выступления "этой девочки". Элла Фицджеральд записала более 90 альбомов, продала 40 млн их копий, она стремилась дарить миру свет и любовь, показать музыку, которая жила внутри нее. Элла ушла, но оставила нам джаз — лучший, какой только может быть.