Юбилею Джона Кулиджа Адамса Петербургская филармония посвящает исполнение "Учения о гармонии"
Планировалось, что исполнение одной из ключевых партитур музыканта в Петербурге состоится в день его 75-летия, 15 февраля, однако из-за очередной волны заболеваемости коронавирусом оно было перенесено на май. Также в этот вечер прозвучит знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, солист – известный петербургский пианист, солист Санкт-Петербургского Дома музыки Мирослав Култышев. Валентин Урюпин в этот вечер также выступит с комментариями к программе, сообщает пресс-служба учреждения культуры. Мирослав Култышев. Фото: Даниил Рабовский. Концерт входит в цикл "Филармония – 100. История в зеркале десятилетий", посвященный столетию концертной организации, его программа отсылает к одному из знаковых эпизодов ее великой истории, когда в 1988 году "Учение о гармонии" Адамса звучало в Большом зале в присутствии автора. Учение о гармонии" Адамса – большое трехчастное произведение для оркестра, в котором, по словам автора, минималистская техника сопрягается с гармоническим языком и экспрессией позднего романтизма. Премьера "Учения о гармонии" в 1985 году принесла Джону Адамсу всеамериканскую славу. " Джон Адамс стал тем оперным композитором, которого в течение всего XX века ожидали в США. Сплав американской и европейской традиций, высоколобого интеллектуализма, доступных самой широкой аудитории звуковых красот и мощной энергии ритма обеспечил ему признание, которое в современном мире редко выпадает на долю “серьезного" композитора” ", – пишет Ольга Манулкина, автор монографии об американской музыке XX века. Валентин Урюпин. Для самого автора создание "Учения о гармонии" стало знаком преодоления глубокого кризиса, связанного с пиететом и даже робостью перед фигурой Арнольда Шёнберга. Идеолог додекафонии, в начале XX века списавший тональность со счетов (что нашло отражение в его труде "Учение о гармонии") для последующих поколений композиторов он стал символом интеллектуальной сложности. Адамс пишет: "Это с Шёнбергом родилась “агония современной музыки”, и не было секретом, что аудитория академической музыки в двадцатом веке быстро сокращалась, в немалой степени – из-за слухового уродства большинства новых произведений. <...> Отвергнуть Шёнберга было все равно, что встать на сторону филистимлян, а освободиться от модели, которую он представлял, было актом огромной силы воли". Этим актом освобождения для Адамса и стало создание "Учения о гармонии". Отсюда начался путь к главному достижению композитора: "За последние 30 лет музыка Адамса сыграла решающую роль в повороте современной музыкальной эстетики от академического модернизма к более открытому, выразительному языку". Билеты на концерт доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии. Возрастная категория: 6+.