Диалоги с оркестром Стравинского и Сладковского
Приезд не с отдельным концертом, а в гастрольном графике всегда становится дополнительной проверкой на прочность и всего коллектива, и каждого оркестранта. К тому же партитуры Стравинского таят множество сложностей. Однако оркестр Сладковского прекрасно освоился в красочной и прихотливой палитре одного из крупнейших новаторов симфонической музыки ХХ века. Прошлым летом Госоркестр Татарстана записывал музыку балетов Стравинского, два из которых – "Жар-птица" и "Весна священная" и вошли в программу гастролей. Интермедией к балетам стал Скрипичный концерт, в котором солировал один из наиболее ярких и харизматичных скрипачей нового поколения – Павел Милюков. Сюита из балета "Жар-птица" была создана композитором в 1919 году, почти через десять лет после премьеры, и к тому времени и этот балет, и многие другие произведения принесли Стравинскому немалую славу. Учитывая постоянные запросы на исполнение, композитор сам сформировал симфоническую сюиту из "Жар-птицы", объединив в ней самые эффектные фрагменты сказки о встрече Ивана-царевича с заколдованной в птицу красавицей. Эти эпизоды подчёркивают и страстную лирику, и глубоко русский колорит. Связь Стравинского с огромным пластом русского наследия очень естественно и органично воплотила интерпретация Сладковского. В величественном финале так явственно слышались интонации итоговой пьесы "Богатырские ворота" из знаменитого цикла "Картинки с выставки" Мусоргского, что очень захотелось услышать в исполнении Госоркестра Татарстана знаменитую оркестровую версию Равеля этих легендарных фортепианных пьес. Наряду с впечатляющими эпическими кульминациями в сюите из музыки балета "Жар-птица" обнаруживается еще одна особенность оркестровой музыки Стравинского, заключающаяся в обилии оркестровых соло и сложнейших ансамблевых эпизодов. В драматургии Стравинского преобладает сюитный принцип, согласно которому мощнейшие звуковые нарастания контрастно чередуются с фрагментами прозрачной и тонкой фактуры, сплетённой из выразительных речитативных сольных высказываний. И Госоркестру Татарстана под управлением Сладковского прекрасно удались и впечатляющие перепады динамики, и поражающие напором крещендо, и "говорящие" паузы, поразившие безмолвием зала вслед за громом кульминаций, и изысканные камерные эпизоды с прихотливыми соло. Разумеется, искусное балансирование между монументальными звучностями и "штучной работой" в оркестровых соло, когда едва ли не каждый исполнитель демонстрирует и свою виртуозность, и искусство оркестрового ансамбля, – это подразумевает мастерство оркестра экстра-класса, что и подтвердило обращение Сладковского и возглавляемого им оркестра к музыке Стравинского. Недаром аплодисменты после "Жар-птицы" были столь продолжительны, что позволили дирижёру поднять для поклонов по очереди всех солистов оркестра. Оркестровые соло впечатлялии в Скрипичном концерте. По замыслу композитора, в этом концерте лидерство скрипки призвано всячески оспариваться оркестровыми голосами. В таком состязании музыкантов для Стравинского была сосредоточена эстетика старинного концертирования. А Скрипичный концерт стал одним из самых ярких воплощений стиля неоклассицизма, заключающегося в своеобразном переосмыслении, "переложении" старинной музыки эпохи барокко на язык современности. Эта игра в концертное состязание, игра со стилями, игра между скрипкой и оркестровыми соло, – все грани восхищения прошлым и иронии над современностью были блестяще переданы Павлом Милюковым и Госоркестром под управлением Сладковского. Захватывающая виртуозность крайних частей, напоминающая блестящий стиль старинных опусов, вдумчивая мелодекламация, наподобие барочной, в двух Ариях, – структурные принципы старинной музыки были тонко и точки стилизованы исполнителями. А рядом с этими элементами барокко сосуществовали такие гармонические вертикалии перепады ритма, которые являются базовыми в джазе и блюзе. И солисту, и оркестру удалось блестяще показать правоту Стравинского, который считал, что джазовые джем-сейшны зародились в старинной увлечённости игрой, в концертах эпохи барокко, а великие скрипачи-виртуозы прошлого Вивальди и Корелли были в душе настоящими рок-н-ролльщиками. Еще более ярким обращением к джазовому драйву стало второе отделение, в котором прозвучала музыка балета "Весна священная". Колоритность и яркая драматургия этого произведения позволила максимально раскрыть и динамическую мощь всего коллектива, и сольное мастерство оркестрантов, чья игра была безупречна. А невероятная энергетика ударной группы была удостоена особых восторгов публики. И, что бы ни говорили, реакция публики – важнейший показатель успеха. На концерте Госоркестра Татарстана в Зарядье те овации, которых удостоился коллектив в завершении вечера, показательны особенно. Ведь в зале явно было много неофитов, многие из которых, возможно, на симфоническом концерте были вовсе впервые, а прийти на концерт решились благодаря возможностям "Пушкинской карты", позволяющей школьникам и студентам получать доступ на бесплатное посещение культурных событий в рамках этого проекта. Признаться, включение в "Пушкинскую карту" программы из столь непростых сочинений, поначалу выглядело опрометчивым. Для неподготовленного слушателя музыка Стравинского покажется странной, как минимум непонятной. Вполне ожидаемо, что может последовать такая же реакция, как у первых слушателей балета "Весна священная", премьера которой превратилась в один из самых резонансных скандалов в музыкальной истории: публика настолько была шокирована новаторскими звучаниями, передовой хореографией и авангардным решением антрепризы "Русские сезоны", что грубо освистала исполнителей, и выступление пришлось прервать. Но, как известно, скандальная репутация приносит самую большую известность, и в итоге музыку балета захотели услышать везде. Сейчас, по прошествии времени, совершенно очевидно, что в музыке "Весны священной" заключена сумасшедшая энергия, невероятная сила и хрупкая грация. Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана показали в своей "Весне священной" и буйный нрав скифских легенд, и постмодернистскую драму, и новые музыкальные горизонты. Одна из автобиографических книг Стравинского названа "Диалоги", а концерт казанских музыкантов стал и диалогами с публикой о наследии композитора, и диалогами между эпохами и стилями, и диалогами об оркестре и оркестровых музыкантах. И внесение в "Пушкинскую карту" концерта, который дарил такую обильную пищу для ума и так много впечатлений, оказался точным и верным: именно такие программы, именно с таким незаурядным исполнением привлекают новых слушателей к академической музыке, именно на таких концертах молодёжь начинает становиться меломанами.