Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин»

Всенародно любимый персонаж поэмы Александра Твардовского скоро обретет экранный образ. «Вечерка» узнала, чем кино будет отличаться от первоисточника.

Режиссер рассказал о съемках фильма «Василий Теркин»
© Вечерняя Москва

Съемки фильма «Василий Теркин» уже начались. География мест, где они проводятся, самая разнообразная — Белоруссия, тверской Торжок, Ленинградская и Смоленские области и далее — по местам боевой славы главного персонажа. О том, как продвигается работа над фильмом, «Вечерке» рассказал режиссер Карен Геворкян.

— Карен Саркисович, когда начались съемки фильма?

— В картину мы вступили три года назад. Сначала была организована кинокомпания «Русское поле», затем написан и утвержден сценарий, потом был подготовительной период — выбор натуры для съемок и прочее. После этого уже начался сам процесс.

По замыслу это трехчасовой фильм, состоящий из двух частей, своеобразная антология Великой Отечественной войны на уровне окопного солдата — Василия Теркина.

— Почему именно Твардовский?

— Во-первых, поэма никогда не экранизировалась. Были мультфильм Роберта Лабидаса, телеспектакль с Олегом Табаковым в главной роли, разные театральные постановки, но полноценного художественного фильма не было. Я изначально понимал всю сложность работы — в основном это вопрос переноса поэмы на экран. И решил от этого отойти. За основу сценария взят сюжет произведения, который начинается с первых дней войны и заканчивается водружением знамени над Рейхстагом.

Во-вторых, эта величайшая поэма Твардовского очень созвучна мысли, которую я хочу донести до зрителей. Ее главный персонаж — корневой русский, и что я особенно хочу подчеркнуть — советский — человек. Он вместе с другими советскими людьми одержал фантастическую победу в большой войне. Василий Теркин — это особенный, удивительный человек. Он очень прочный. При этом не гигант, не богатырь, а простой, незаметный парень. Вот о таком корневом человеке из народа мне и хочется напомнить зрителю.

Потому что в поисках новых героев мы от него сильно ушли. Возможно, даже отчасти предали его. А без такого Василия Теркина в этой жизни, а тем более на войне — никак. То есть с моей стороны это попытка воскресить такого простого, но надежного человека, воссоздать воздух того времени, а не просто сделать актерскую картину с главным героем — балагуром, который любит поиграть на гармошке, поет и приплясывает, постоянно веселя других людей.

— Между тем Василий Теркин играет на гармошке, поет и веселит однополчан.

— Эта поэма написана в свое время для солдат. Твардовский очень точно понял, что нужно солдату на фронте, чтобы поддержать его дух, его силы. И сделал это гениально. Но я снимаю реальное кино о людях, которые ходят под смертью каждый день. Поверьте, я знаю, о чем говорю, потому что сам участвовал в боевых действиях в Карабахе в начале 1990-х годов. На войне все по-другому.

Ты с утра завтракаешь вместе с человеком, а к обеду или ужину его уже может не быть в живых. Я видел людей, которые сходили от этого с ума. И видел тех, кто пытался себя от этого оградить шутками. Но Василий Теркин — он несколько другой. Это персонаж, который несет свет, поддержку, выполняет функцию медикамента. Он понимает, что не бессмертен, но при этом преодолевает свои страхи сам и помогает это сделать товарищам.

Теркин — объединяющий человек, адресующий себя другим. Таких людей немного, но они есть. А просто весельчаком быть на вой не трудно.

— Вы отличаетесь тем, что любите работать с непрофессионалами. В «Пегом псе» использовали коренных охотников в качестве актеров, в фильме «Вся наша надежда» пригласили на главную роль настоящего шахтера — Анатолия Бойко. И Теркина у вас тоже играет непрофессионал.

Александр Алексеев, исполнитель роли Василия Теркина, — уникальный человек. Учитель, поисковик, был главой сельского поселения у себя на родине в Смоленщине, сейчас работает врачом на скорой помощи, а в качестве общественника — помощник сенатора Совета Федерации РФ от Смоленской области. Настоящий надежный русский парень. Да еще и на гармошке играет.

Где-то на границе между Брянской и Смоленской областями проходил слет поисковиков, на который мы случайно попали, когда искали натуру для съемок. Я с ним там и познакомился. И понял, что Александр, как и Василий Теркин, личность. Пригласил на пробы. И считаю, что, используй я в роли Теркина профессионального актера, веры в него у зрителя не будет.

— На какой стадии сейчас съемки фильма?

— Когда я начинал снимать, то решил форсировать события. Нашел крупное предприятие, которое согласилось вложить деньги в фильм, и начал работу. Думал, пока процесс производства идет, к финансированию картины подключится государство. Отсняли мы уже достаточно большой материал — примерно 20 процентов всего фильма. Но потом, как говориться, «бензин» закончился и мы остановились. Потому что не учли такой момент, как бюрократические процедуры, новый порядок выделения средств на производство картин.

В ближайшее время начнутся очередные питчинги в Минкультуры России (отбор киноорганизаций, претендующих на получение субсидий на производство фильмов. — «ВМ»), и, я надеюсь, мы снова продолжим снимать. Съемочная группа у меня золотая — готовы по первому зову снова приступить к работе. Хотя я очень жалею о потерянном времени. Сейчас, когда идет военная операция на Украине, такая картина, как «Василий Теркин», особенно нужна, и даже необходима.

ДОСЬЕ

Карен Геворкян — советский и российский кинорежиссер и сценарист. Родился в Ереване. Окончил операторский факультет ВГИКа, а также Высшие режиссерские курсы.

Работал на киностудиях «Арменфильм», «Мосфильм», «Центрнаучфильм». Режиссерская работа, которая принесла ему множество наград мировых кинофестивалей, — «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Ч. Айтматова.

В общей сложности снял десять документальных фильмов и семь художественных, в том числе «Прощание за чертой», «Август», «Знаю только я», «Вся наша надежда», сериал «Иван Павлов. Поиск истины» и другие.

КСТАТИ

В центре Смоленска, на площади Победы, расположен памятник, на котором скульптор Альберт Сергеев запечатлел поэта-фронтовика Александра Твардовского и воспетого им солдата Василия Теркина — на привале, за дружеской беседой.

Памятники Василию Теркину есть и в Орехове-Зуеве Московской области и Гвардейске Калининградской области, где поэт Твардовский встретил День Победы 9 мая 1945 года.

ЦИТАТА

Александр Алексеев, исполнитель роли Василия Теркина:

— Когда мне режиссер фильма предложил попробоваться на роль Теркина, я даже не воспринял это всерьез. А потом подумал: «Почему бы не согласиться?» Я уже играл этого героя в постановках школьной театральной студии, а у нас на Смоленщине ему даже памятник есть.

На съемках было интересно. Мне помогали профессиональные актеры, подсказывали, что делать на площадке, в кадре, как надо играть. С некоторыми из них мы подружились, созваниваемся. Теперь жду продолжения съемок. А пока просто тружусь.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

До фронтовых солдат и офицеров красноармеец Василий Теркин добрался уже известным и узнаваемым персонажем. Он появился на свет за два года до Великой Отечественной войны — во время финской военной кампании, как плод совместного творчества коллектива газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», также был героем небольших стихотворений-фельетонов. Образ простого, сильного и добродушного парня, который у всех ассоциировался с удачливостью, находчивостью и удалью, очень нравился читателям, и Василий Теркин быстро стал знаменитостью. Как и его друзья-персонажи Иван Гвоздев, Гриша Танкин и прочие.

Кстати, помимо Александра Твардовского небольшие стихи-фельетоны о подвигах и приключениях Васи Теркина сочиняли Самуил Маршак, Цезарь Солодарь, Николай Тихонов, Николай Щербаков и другие поэты-журналисты. В 1940 году редколлегия газеты даже выпустила сборник стихотворений «Вася Теркин на фронте», а год спустя режиссеры Виталий Сюмкин и Павел Шмидт на «Ленфильме» создали трехминутный агитационный мультфильм «Как Вася Теркин призываться шел», который крутили перед киносеансами. Но именно Твардовскому удалось сделать из фельетонного персонажа легенду.

В 1942 году вернувшийся с фронта в Москву военный корреспондент Александр Твардовский взялся за написание поэмы, которая глава за главой появляется в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Написанные им стихи оказались настолько хороши, что их тут же перепечатывают центральные издания — «Правда», «Известия», «Знамя», а отрывки из поэмы читают по радио актер Дмитрий Орлов и «голос советского Информбюро» Юрий Левитан.

Параллельно нарастающей печатно-радийной славе Василия Теркина шел поиск его внешнего образа. Его пытались нарисовать карикатурист и создатель плакатов Вениамин Брискин, его коллега график Николай Фомичев и другие. Но особым терпением отличался штатный художник «Красноармейской правды» Орест Верейский, который сделал как минимум полтора десятка набросков образа Теркина, и каждый раз, когда он показывал их Твардовскому, тот грустно качал головой: «Нет, это не он».

Удача к Оресту Верейскому пришла в лице поэта Василия Глотова, который по делам заехал в редакцию газеты. Идея «попробоваться» на роль Теркина показалась Глотову забавной, и он с удовольствием позировал художнику, а пока тот рисовал, подыгрывал ему, хитро прищуриваясь, рассказывал, улыбаясь и смеясь, армейские байки. Взглянув на наброски Верейкина, автор поэмы наконец-то сказал «да».

Так литературный персонаж Василий Теркин обрел свое лицо. То самое, хрестоматийное, которое нам известно из книжных изданий и из учебника по литературе, где произведение Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга о бойце» названо лучшей советской поэмой ХХ века.