Войти в почту

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть четвертая: "Җиде малай"

Промо концертов Фирдуса Тямаева как внятная комедия на полчаса

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть четвертая: "Җиде малай"
© Реальное время

В честь 20-летия первого показа фильма "Күктау" "Реальное время" проводит ревизию татарстанского кинематографа, рассказывая о самых любопытных картинах, появившихся за это время. В четвертой части — картина, которая возникла благодаря певцу Фирдусу Тямаеву. Она во многом раскрывает особенности татарской комедии — и секреты популярности самого исполнителя.

Между корпоратами и кинодрамами

Производством фильма занимался центр "Балмай" в лице Рафиля Галимуллина и Марселя Махмутова. Их видеоконтент забит клипами, промороликами и отрывками с праздниками, которые его владельцы ведут.

Занимается "Балмай" и кино. В 2019-м они представили фильм "Плацебо", часть проекта "КиноМавлид-2020", который победил в номинации "Лучший полнометражный фильм" на международном кинофестивале Vesuvius International Monthly Festival в Италии. "КиноМавлид" работает на базе мечети "Иман Нуры".

Марсель Махмутов играл главную роль в фильме "Махом" (ударение на первый слог), его режиссер, как и "Плацебо", Лейла Салахатдинова, причем играл делового пацана из 90-х, ставшего жертвой обстоятельств. "Махом", в частности, выиграл на фестивале Paris International Film Awards в номинации "Лучший полнометражный фильм". Недавно Махмутов поставил спектакль "Ход!" в Тинчуринском театре, его основу также писала Салахатдинова (а потом переводил Инсаф Абдулла). При этом последняя работа проекта — это юмористическая передача "Әйдә, чәйник" с пародией на ток-шоу.

Как шестеро одного спасали

"Җиде малай" ("Семь парней", или, как вернее перевести, "Семеро пацанов") стал заметной картиной XV Казанского международного фестиваля мусульманского кино, хотя изначально его снимали не для проката или конкурсов, а для седьмого концертного сезона Фирдуса Тямаева. В картине так и написано: он — спонсор. Сезон и называется — "Җиде малай", по песне "Җиде малай идек": "Было нас семеро пацанов, всемером ходили, топтали деревенские улицы, росли вместе, играя, прошли огонь и воду, сохранили дух священной дружбы". Как выглядел концерт, можно увидеть по ссылке. У концерта в 10 раз больше просмотров, чем у фильма.

Помимо концертов, Тямаев известен странными роликами в социальных сетях, дружбой-недружбой с Элвином Греем… И конечно, концертами, в которых он максимально убирает барьеры между зрителем и артистами — вспоминается сцена из какого-то сабантуя, где коллектив играет на возвышении у озера, через водоем к выступающим рвутся мужики. И Тямай, недолго думая, идет вброд к ним навстречу.

"Җиде малай" — комедия на 28 минут о Салавате и его друзьях, которые помогают парню в проблемах с отцом его девушки. В начале фильма мальчики дерутся, играют в футбол, а вот им уже явно за 20, они едят картошку в поле, чего-то курят и наблюдают, как девушку Салавата увозит Союз Ханипович (Рустем Гайзуллин, единственный участник спектакля "Ход!"). У каждого парня емкая характеристика и короткие реплики. Много шуток на тему слова "хазрат" и обжорства. В наличии эпичное бегство от парней из соседней деревни и признание в любви через мегафон мечети. В конце появляется главный спонсор, и многообещающая картина сворачивает не туда, а зрители в комментариях замечают, что даже в компании друзей хазрат не мог бы пойти к колдуну. Однако первые минут 15 — это большая надежда: внятное, доступное, полное эмпатии кино без высоких целей, но с четкими мыслями.