«Москва» опять поверит слезам?
Из-за санкций к нам теперь не могут просочиться голливудские фильмы. И понятно, что в прокате их надо заменить своими, отечественными. Тем более что государство обещает кинематографистам всяческую поддержку и щедрое финансирование. Поэтому один из самых насущных вопросов в культурной сфере: а что именно надо снимать? Задумок появляется много, и часть из них связана с советским наследием. За последние годы не один уже культовый фильм пересняли - и «Иронию судьбы», и «Служебный роман», и «Кавказскую пленницу»... Что еще не охвачено и не переосмыслено? «Москва слезам не верит»! В 1981 году эта мелодрама была удостоена «Оскара», прославила Владимира Меньшова и его супругу Веру Алентову. И актриса сейчас уверена: успех можно повторить.
- Очень в этом сомневаюсь, - говорит киновед Александр Шпагин. - Последняя попытка как-то переработать советские шедевры — это мультфильм «Трое из Простоквашино». И это уже совсем никуда не годилось... Надо понять наконец, что персонажи советских мультиков и фильмов в современность совершенно не вписываются. А их пытаются вписать! И это выглядит совершенно дико. Потому что герои-то были созданы внутри советского пространства. Они не для нашего времени совсем, не для нашего мира. Вот что имеет в виду Алентова под ремейком фильма «Москва слезам не верит»? Я не понимаю. Показать всех этих тетушек в сегодняшнем возрасте? Ну да, все актрисы живы - и Раиса Рязанова, и Ирина Муравьева, и Вера Алентова. Наверное, могли бы сняться. Но что из этого получится - непонятно. А может, Вера Валентиновна хотела бы снять всю ту же историю, но перенесенную в современную эпоху? Это тоже что-то такое... мало понятное уму. Потому что это все-таки фильм, где первая серия - чистое ретро, отсыл к недавнему прошлому, к 1950-1960-м годам... Теоретически можно, конечно, взять историю лимитчиц и первую серию отснять тоже в виде ретро с отсылом в 1990-е... Но мне кажется, из этого ничего хорошего не выйдет. У нас прокатила только «Ирония судьбы - 2» на волне того, что сама идея переснять такой фильм была новой, оригинальной. И то прокатило это с трудом, на скрипучей телеге. А дальше пошла такая байда, что и говорить нечего. А последние картины были вообще совершенно жуткими, в частности две «Кавказские пленницы - 2» (одну снял Максим Воронков, другую - Федор Бондарчук. - Ред.). В общем, я не вижу во всем этом совершенно никакого смысла и художественного потенциала. Не идет это у нас! В Америке получается снимать достойные ремейки, потому что Америка, например, 1950-х и сегодняшняя Америка — это одно и то же капиталистическое пространство. Поэтому эти реалии можно обыгрывать сколько угодно. А у нас советская эпоха по сравнению с сегодняшней — это Марс! В итоге и ремейки никак не получаются. Да и не нужны они. Зачем?
Лидия Мезина.
Фото: Кадр из фильма