БЕЛГРАД, 12 мая. /Корр. ТАСС Павел Бушуев/. Выставка полотен российских мастеров из собрания Владимира Пешича "Блеск русских художников" открылась в четверг в Российском центре науки и культуры (Русский дом) в Белграде.
"Акцент выставки я сделал на исторических событиях - от крещения Руси через героическую оборону Севастополя в Крымской войне до картины "Собор святой Софии", отражающей сожаление о потерянной столице православного христианства. Той же цепочке исторических событий принадлежат произведения русских художников, которые после Октябрьской революции нашли пристанище в Сербии. Подготовка выставки по известным причинам была очень эмоционально напряженной. Этот накал эмоций усиливает и тот факт, что произведения на выставке в Русском доме обладают как мощным посылом, так и высоким мастерством", - рассказал в беседе с корр. ТАСС Владимир Пешич.
В свою очередь директор Русского дома Евгений Баранов в комментарии ТАСС назвал выставку очень важным событием для представительства Россотрудничества. "Это возвращение русского искусства в его дом, потому что Русский дом в Белграде создавался белой эмиграцией. Сейчас существует проблема с выставками, поэтому сегодняшняя выставка - большое событие и для Русского дома, и для Белграда в целом", - заявил Баранов, напомнив, что в запасниках сербских музеев хранится очень много картин русских художников, которые никогда не выставлялись в полной мере.
Участниками вернисажа стали свыше 100 ценителей русской живописи.
Выставка
Акцент экспозиции сделан на символических исторических событиях, которые показывают, каким было отношение Запада к России на протяжении веков. Автор выставки стремился через русскую живопись показать, как России удалось сохранить свою самобытность и связи с православными славянами, особенно сербами.
Выставка открывается собранием русских икон из коллекции Пешича, которые относятся к XVI - XVII векам. Логичным продолжением экспозиции является картина "Воззвание к крещению славян" живописца русского императорского двора Адольфа Шарлеманя, которая впервые представлена публике. Картина Владимира Плотникова "Собор Святой Софии" напоминает о том, что в XIX веке русские дважды были у ворот Константинополя, но они отступили, чтобы сохранить мир в Европе. На картине нет военных конфликтов и их последствий, но вся композиция обилует деталями религиозно-исторической памяти.
Центральную часть экспозиции занимают картины "Богатырь Добрыня Никитич" Константина Кузнецова и "Павильон" Степана Колесникова, на которых ключевое место занимают российские и сербские гербы. Эта часть выставки символизирует единство и историческую дружбу российского и сербского народов.
Продолжает выставку портрет принцессы Мафальды Савойской, внучки короля Николы Петровича Негоша, работы Колесникова, живописца, которого сербы искренне полюбили, признавая в нем близкого им, своего художника. Выставка собрала работы выдающихся портретистов, включая художника и архитектора Григория Самойлова, уникального художника-летописца Белграда Анания Вербицкого, а также Николая Кузнецова, Бориса Пастухова и Игоря Васильева.
Затем следуют работы представителей русской пейзажной живописи Александра Лажечникова, Владимира Зелинского и Николая Кривошеина, а также панорама Красной площади Москвы кинохудожника и живописца Василия Голикова.
Выставка продлится в Русском доме до 14 июня. Вход бесплатный.