"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть пятая: "Ноль с половиной"
Курсовая работа Байбулата Батуллы как, возможно, лучшее кино о татарской деревне
20 лет прошло с первого показа фильма "Күктау". В честь этого события "Реальное время" смотрит картины, вышедшие за два десятилетия. В пятой части — фильм 2015 года Байбулата Батуллы, тогда студента Московской школы кино у Алексея Попогребского, про то, как у его приятеля Айрата не получилось снять ремейк Робера Брессона "Наудачу, Бальтазар".
Режиссер, монтажер, исполнитель главных ролей — Байбулат
Фильм в 2015 году выложили на сайте "Сноб" в рамках спецпроекта, посвященного лучшим молодым фильмам. Байбулату в это время 22 с половиной года. Как и его брат Нурбек (хореограф, часть творческого объединения "Алиф", за одноименный спектакль получивший "Золотую маску"), он во многом сын своего отца, писателя Рабита Батуллы. Как и брат, учился в Казанском хореографическом училище, но подлинной его любовью стало кино. С 15 лет он пытался что-то снимать на VHS-камеру и монтировать на компьютере. В 16 попал с картиной, где играл всех персонажей (привет, Лапенко), на фестиваль любительских фильмов "Метрополис" в Санкт-Петербурге.
В творчестве Батуллина есть разные грани. К примеру, он снимался в странном кино "Сокровища О.К.". После него пошел гулять по парку с камерой и сделал мем "А я думала, сова" — сейчас он нашел героиню того ролика, проникся ее судьбой и занимается сбором средств. Есть первый сезон веб-сериала "Чума!", обыгрывающего в духе КВН первые месяцы пандемии. "Половинки", с успехом показанные на "Кинотавре", с простой метафорой любви. "Показалось" с критикой медиа. А еще целая куча роликов "Фәрхәт һәм Фәрхәд", где Байбулат с Исламом Валеевым (будущим Malsi Music, переосмыслившим трек СуперАлисы "Tatarstan Super Good" в виде песни "Рубин суперГуд" с Леонидом Слуцким) ищут смешные ролики на татарском и комментируют их.
Кино о том, как не получилось снять кино
Однако "Ноль с половиной" — это какое-то другое явление. Во-первых, оно не игровое и не смеховое, а документальное кино. У Батуллы есть друг Айдар Шакиров. Есть брат Альберт, который ведет передачу "Юлчы", она выходит на ТНВ, он написал пьесу, ее поставил Камаловский театр, "Сәфәр". А в 2015-м Айрат хочет поступить во ВГИК и переснять "Наудачу, Бальтазар" — историю ослика, переходящего из рук в руки и принимающего испытания судьбой.
В идеале это был бы картина, как молодой режиссер работает, готовится, отправляет свои кассеты в Москву, едет в столицу. По результатам полугодовых съемок в квартире героя, в авиационном институте и деревне Кшклово, что в 60 км от Казани, получился другой фильм. Бюджет — в основном, билеты на поезд из Москвы.
Айрат сидит в кадре, против лампы, курит и говорит: "Нравится "Рублев". Ну да, нравится "Рублев". Второй фильм, который нравится, — "Мушетт". Он смешивает татарский и русский. "Я хочу снять объективное, человека показать, такого, какой он есть". А вот он уже в какой-то разливайке, и, наконец, едет в главную точку сборки, в деревню, пытаясь найти в радио среди потока попсы станцию "Орфей". Когда возникает его отец и берется за сигарету, сразу видно — родственники. А потом глава семейства говорит, что у Байбулата грязный объектив. Папе нравится "Отец солдата".
Айрат даже Брессона смотрит, но больше говорит, общается с живностью, наблюдает, как его приятель Ранис делает боевик с компьютерной графикой. До начала собственной работы далеко.
В клубе идет концерт, на сцену выходят подвыпившие артисты, а Айрат продолжает рассуждать о кино. В итоге герой сдается и идет веселиться с друзьями в баню.
А в конце он возвращается к экзаменам, где слышит от профессора: "Как сказал Архимед: "Убий меня, но не трогай моих чертежей". Учитель думал, что Айрат станет его помощником. "Я мог бы академиком быть, а я застрял на простом… на простом..."
И учитель уходит из кадра.