Что посмотреть в кино в мае?
Военные фильмы Из России: “Африка” Картина о выживании в блокадном Ленинграде была доступна и ранее, но добралась до больших экранов только сейчас. В центре сюжета — мать и трое детей, живущих на окраине Северной столицы. Родительница слишком слаба, а потому в тяжелый поход за едой отправляются два старших брата: Санька и Егорка. В пути ребята находят собаку. Для Саньки овчарка — спасение от голода. Егор же оказывается перед мучительным выбором: привести животное домой на съедение или сохранить ему жизнь, рискнув семьей. Режиссер и сценарист среднеметражной драмы — дебютантка Дарья Биневская. Роль мамы исполнила Екатерина Гусева, некогда начавшая карьеру с поворотного для России 90-х фильма ужасов “Змеиный источник”. Солдат сыграли Игорь Петренко (Печорин из сериала “Герой нашего времени”(2006), Марк Вдовин, Денис Казандайкин и Андрей Гаркунов. Своеобразный рекорд поставила овчарка Лили: это уже второй фильм, названный в честь её “героини”. Предыдущим была семейная мелодрама “Пальма”. Из Бенилюкса: “Где Анна Франк” Дневник Анна Франк — один из известнейших артефактов Второй Мировой войны. Жизнь пятнадцатилетней еврейской девушки трагически оборвалась в концлагере Берген-Бельзен. Её записи об оккупации немцами Нидерландов, сделанные в 1942-44 годах и обличающие преступления нацизма, хранятся в музее, который так и называется — Дом Анны Франк. В нем и начинается действие мультфильма Ари Фольмана, некогда прогремевшего на фестивалях с докудрамой “Вальс Башира” (2008). В центре сюжета не Анна Франк, а Китти — лирическая героиня ее записок. Китти волшебным образом появляется из дневника и пытается отыскать свою создательницу. Она находит улицы имени Анны Франк, ее памятники, слушает посвященные ей пьесы. Но найдет ли она саму Анну Франк? Отыщет ли её живущее дело? Именно такой неудобный вопрос ставит анимационная лента, убирая знак равенства между памятью о войне и учитыванием ее уроков. В России фильм транслируется на языке оригинала с русскими субтитрами. Из Израиля и России: “Война Раи Синициной” Документальная лента демонстрирует повседневный быт и разговор режиссера с Раей Синициной, героиней блокадного Ленинграда, работавшей тогда военной санитаркой. Рае 94 года, но она продолжает активно участвовать в сохранении памяти о войне в Израиле. Так, например, в 2020 году Рая Синицына зажгла “Факел памяти” у монумента погибшим солдатам-евреям на иерусалимской горе Герцля. Ефим Грабой, режиссёр ленты, решил сфокусировать внимание не на рассказах о войне, а на том, как она повлияла на характер Раи. Через воспоминания о той поре зритель лучше понимает, как, приближаясь к столетию, ей удается сохранять бойкость и умение идти напролом, оставаться бескомпромиссной в общественных вопросах. У Раи свой, порой резкий, взгляд на День Победы и отношение к ветеранам. И этот голос точно заслуживает быть услышанным. Фото: kinopoisk.ru Из прошлого : Ре-релизы фильмов о войне К девятому маю в этом году приурочено особенно много повторных прокатов фильмов о войне. Ярчайшим из них видится “Брестская крепость” 2010 года, стабильно входящая в топ-250 Кинопоиска. Лента рассказывает об одном из самых ранних сражений Великой Отечественной войны. Штурм крепости начался 22 июня 1941-го года и, благодаря героической обороне, продолжался до 23 июля. Режиссер Александр Котт, несмотря на художественное переосмысление истории, постарался передать основные события близко к источнику. Солдат-защитников сыграли Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Евгений Цыганов и другие. Попал в повторный прокат и один советский кинофильм — “Освобождение: Последний штурм” 1971 года. Вообще, эпопея “Освобождение” (1968-71) Юрия Озерова состоит из пяти фильмов, посвященных различным событиями Великой Отечественной: от Курской битвы до Штурма Рейхстага. “Последний Штурм”, финальная часть пенталогии, сосредоточена на взятии Берлина. Авторам картины было разрешено снимать в самой немецкой столице и взрывать — ради ленты — здания, предназначенные для сноса. Батальные сцены в картине, как следствие, смотрятся особенно натуралистично. Озеров — талантливый режиссер военного кино: помимо “Освобождения” в его фильмографии еще две военные киноэпопии: “Битва за Москву” (1985) и “Сталинград” (1989). Среди менее громких повторных премьер можно отметить “Подольских курсантов” (реж. Вадим Шмелев, 2020) — о сдерживании немцев юными выходцами из артиллерийских и пехотных училищ под Москвой в октябре 1941-го, и “Коридор бессмертия” (Федор Попов, 2019) — о молодой девушке, работающей на “Дороге жизни”, единственном пути для доставки провизии в блокадный Ленинград. Иностранные релизы “Вечеринка на вылет” Французская детективная комедия, плохо скрывающая родовую связь с культовой “Уликой” 1985 года. Семеро человек прибывают в особняк Джагеров. Хозяина — страстного любителя настольных игр — внезапно убивают и теперь героям придется разгадывать головоломки, чтобы вычислить преступника среди себя. Несмотря на вторичность идеи, зрители хвалят фильм за ярких персонажей, сюжетные повороты и хорошую работу художника-постановщика, напоминающую недавнюю ленту “Достать ножи” (2019) Райана Джонсона. Главную роль сыграла Алис Поль, наиболее известная по ролях в комедиях Бэни Буна: “Любовь от всех болезней” (2014) и “Возьми меня штурмом” (2017). Звездой каста, пожалуй, можно назвать Миу-Миу, появившуюся у таких французских классиков как Бертран Блие, Жако ван Дормель и Мишель Гондри (известный у нас по “Вечному сиянию чистого разума”(2004). Режиссером и сценаристом выступил дебютант Николя Плескоф. “Клон” Сюжет фантастического боевика нетривиален. В будущем люди научились создавать своих полных клонов. Эта процедура предусмотрена на тот случай, если человек умирает: клон нужен его близким для продолжения нормальной жизни. Главной героине Саре ставят смертельный диагноз, клон начинает жить параллельно умирающей девушке. Однако болезнь вдруг отступает — и Сара вынуждена сойтись за право на существование со своей же копией, которая сильнее, умнее и быстрее неё (а также талантливый манипулятор и убийца, что ситуацию не улучшает). Роль Сары досталась Карен Гиллан, исполняющей роль Небулы в киновселенной Marvel. Готовить её к схватке с клоном будет Аарон Пол — Джесси Пинкман из сериала “Во все тяжкие”. Режиссерское кресло занял Райли Стернс, заявившей о себе тонкой критикой патриархата в работе “Искусство самообороны” (2018). Он же написал сценарий, а потому справедливо ждать от фильма нечто более глубокое, чем старое-доброе “человек лучше робота, потому что человек”. B-movie на любой вкус : Лиам Нисон, Брюс Уиллис и Рон Перлман Для тех, кто хочет просто расслабиться в кинотеатре под стрельбу и пафосные мужские диалоги, есть сразу три варианта. Самый художественный из них — “Флешбек” — явная творческая неудача Мартина Кэмпбелла, снявшего “Маску Зорро” (1997), “Казино Рояль” (2006) и “Иностранца” (2017). Во “Флешбеке” профессиональный убийца (Нисон) скрывается об бывших работодателей после отказа убить ребенка по их заданию. Второй вариант — “Святым тут не место” — примечателен сценарием Пола Шредера, некогда написавшего “Таксиста” (1976) и “Бешеного быка” (1980) Мартина Скорсезе, но уже лет двадцать как создающего сомнительное кино. Главный герой, сидящий в тюрьме по ложному обвинению, должен отомстить за смерть жены и спасти сына. По пути он встретит немало звезд, известных сочетанием хороших ролей с работой во второсортном кино: Рона Перлмана, Брайана Кокса, Тима Рота, Нила МакДонафа и других. Наконец, третий вариант — “Отряд “Призрак” — одна из последних работ покинувшего кино Брюса Уиллиса. Здесь он играет роль командира полицейского отряда, который (незадолго до отставки, само собой) должен собрать старую гвардию и спасти жену одного из своих ребят. Пересматриваем любимое: Джармуш, Скорсезе, Бергман и другие В повторный прокат, среди прочих, возвращаются старые и не очень ленты мировых режиссеров. Парад открывают “Кофе и сигареты” (2003) Джима Джармуша — сборник черно-белых новелл, в которых известные актеры философствуют, шутят и грустят за столиком кафе. В разных историях задействованы Роберто Бениньи, Игги Поп, Стив Куган, Билл Мюррей, Кейт Бланшетт и другие. Следом выходит “Волк с Уолл-стрит” (2010), нередко называемый вершиной тандема Скорсезе-Ди Каприо. Здесь Лео перевоплощается в Джордана Белфорта, известного инвестиционного мошенника и прожигателя жизни. Комедийно-криминальная биография найдет, чем зацепить каждого: искрометным юмором, потрясающей историей, сексуальными Ди Каприо и Марго Робби или, быть может, вечно нервным Джоной Хиллом. Следующая остановка в Корее — на экраны возвращается “Служанка” (2016) от Пак Чхан-ука, режиссера легендарного “Олдбоя” (2003). В центре этого напряженного исторического триллера — мошенник Граф, бедная девушка Сук-хи и богатая японка Хидэко, которую Граф и Сук-хи хотят обмануть. История рассказывается от лица разных героев, каждый раз ломая зрительские ожидания. Тем, кто при словосочетании “корейское кино” вспоминает только “Паразитов”, — просмотр рекомендован. Завершает же майскую классику “Земляничная поляна” (1957), один из известнейших фильмов шведского мастера Ингмара Бергмана. История пожилого профессора, вспоминающего молодость в знакомых местах, подойдет не всем, но для энтузиастов увидеть маэстро на большом экране — одно удовольствие.