Выставка работ Татьяны Мавриной откроется в НГХМ
Возрастное ограничение: 16+.
Выставка «Татьяна Маврина. Графика из собрания М.В. Сеславинского» откроется в НГХМ|Искусство XX века (площадь Минина и Пожарского 2/2, 2 этаж) 19 мая, сообщают организаторы.
Творчество Татьяны Мавриной — одно из самых ярких в «алмазном венце» отечественного искусства XX века. За свою долгую жизнь она была свидетелем всех социально-политических бурь в истории страны от Октябрьской революции до разгара перестройки, но творчество, искусство всегда оставались главным способом ее бытия.
Выставка «Татьяна Маврина. Графика из собрания М.В. Сеславинского» представляет работы художника от 1920-х до 1990-х годов, от ранних жанров и иллюстраций до последних ее созерцательных натюрмортов.
Работы выставки дают возможность рассмотреть, как развивался ее образно-пластический язык, как сложился ее неповторимый, безошибочно узнаваемый «мавринский» стиль, сказочный и необычайно убедительный в своей гармонии «ликующего цвета» и виртуозного рисунка.
Ранний период творчества автора представлен, в основном, книжными иллюстрациями к изданиям Э.Т.А. Гофмана, А. Франса, Э. Золя, О. Бальзака, Ж. Валлеса. В 1930-е годы ею были созданы рисунки обнаженных натурщиц. Среди работ 1940-х годов особенно выделяются архитектурные пейзажи Москвы, в которых главную роль играют храмы.
В 1945 был написан натюрморт «Букет». Он выполнен в сложной смешанной технике. Работа обладает глубоким полифоническим звучанием, построенном на виртуозном рисунке и гармонии цветовых созвучий.
1950-е годы представлены иллюстрациями к русским народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина. Эти темы до конца жизни станут для Мавриной магистральным направлением. Именно эти работы приведут ее произведения без исключения в каждый дом, где подрастают дети. Иллюстрации сказочных книг привносят в детское сознание взрыв красочных эмоций, которые создают основу, опору для получения эстетического удовольствия уже во взрослой жизни.
Для Мавриной книжная иллюстрация была и способом уберечься от недреманной советской цензуры. Начиная с раннего творчества, с участия в деятельности творческой группы «13» над ней висел дамоклов меч обвинения в формализме. Иллюстрирование детских книг в то время было своеобразной нишей, в которой укрывались художники-нонконформисты, среди которых были И. Кабаков, Э. Булатов, Ю. Соостер. Маврина не была сторонником неофициального искусства, однако в области сказочной иллюстрации было проще реализовать смелые эксперименты в области формы, цвета.
Локальность и декоративность цвета смело врывается в станковое творчество Мавриной. Созданные ей в 1950−60-е годы циклы пейзажей из поездок по Московской, Ярославской, Владимирской, Горьковской областям передают яркие эмоции любования древними русскими городами, делает их сказочными, сохраняя при этом бытовые реалии неспешной жизни провинции. Вместе с цветом меняется и композиционная оптика художника. Городские панорамы пишутся с точки зрения сверху, ландшафт приобретает выпуклость, возможность одновременно видеть первый и дальний план, и то, что происходит по краям. Некоторые пейзажи приобретают сходство с наивной средневековой картографией.
В это же время происходит переосмысление стилистики иллюстраций. Они становятся более обобщенными, монументальными. Авторский почерк приобретает черты эпичности, что точно соответствует стилистике и содержанию сказочного повествования.
На рубеже 1970−80-х годов Маврина создает альбом «Гуси, лебеди да журавли», посвященный творчеству А.А. Блока. В нем представлены пейзажи, навеянные мотивами блоковской поэзии. Из этой серии на выставке представлены два пейзажа и портрет поэта.
Маврина сохраняла интерес к жизни до последних дней, отодвигая немощь творческим напряжением. Тому подтверждением работы последних лет, в которых ощущается большая сила пластического обобщения. Она писала натюрморты, виды из окна на город, на месяц, за которым она наблюдала всю жизнь, отмечая в дневниках его состояние. Удивительно емки и тонки ее наблюдения природы, отраженные в записях. Она смотрела вокруг себя через цветовую палитру, переводя непосредственное наблюдение на язык живописи.