Войти в почту

Дайте нам мечту, хватит жестокости

Время такое — в метро теперь не с книжками пассажиры сидят, а уткнувшись в экраны смартфонов. Мы же, будучи студентами театрального вуза, по дороге из общежития зачитывались книжками, и не только теми, которые нужны были по программе.

Дайте нам мечту, хватит жестокости
© Вечерняя Москва

Взять книгу «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которую экранизировал Станислав Ростоцкий. От актрис, снимавшихся в этом фильме, я как-то слышал такую историю. Когда съемки проходили в Карелии, им много пришлось бегать и прыгать по камням, скалам, по лесу. И невдомек девчонкам было, что Станислав Иосифович, показывая им мизансцены, в кровь стирает культю. И не могло прийти в голову непосвященным, что он на протезе, ибо после тяжелого ранения на фронте лишился ноги.

Вот и подтверждение мысли, что кинорежиссура — это прежде всего мироощущение. Такая киноклассика рождена сердцем, которое выдержало невероятные испытания Великой Отечественной. Рождена личностями большого мужества и таланта.

Если говорить о сегодняшней культурной политике, то вот как я понимаю ее смысл, анализируя сериалы. Приходит наш честный работяга домой после изматывающего трудового дня. Тут не стоит перечислять все проблемы, что ему на плечи давят. Сами знаете: зарплата — с гулькин нос, и ту второй месяц не платят, долги растут, дети хнычут, никак не уснут, жена накрывает на стол более чем скромный ужин, причитая...

И тут включает работяга телик, а там… Даже не то что нелюбовь — просто звериная ненависть, кровища потоком, вот-вот брызги на стол с экрана полетят. «Ну-у, — думает работяга, вяло уплетая жилистую котлету. — Так я же еще ничего себе! В моей-то жизни такого еще, слава богу, нет. Ну и забудем о проблемах». Вот и вся политика культурного капитализма.

И хватит ее отрицать да издеваться над фантастической мечтой, какую рождало советское кино. Да, снимали сказки, вроде «Кубанских казаков». Но после этих сказок хотелось жить, творить. Эти сказки звали к подвигу.

Мальчонкой в украинском селе я звал бабушку с огорода: «Бабуля, побежали в клуб, там сегодня новое кино показывают!» И мы по вечерам чуть ли не каждый день спешили в колхозный клуб и покупали билеты за десять копеек.

А когда шли назад, душу переполняла радость. И так жить хотелось, хоть и наплакались, когда Алеша Скворцов в «Балладе о солдате» прощался с мамой своей, отправляясь на фронт. Вот такое удивительное кино! Советское!

Просто шквал высоких чувств. Шквал таланта и любви к Родине и людям, в ней живущим. Я бы хотел, чтобы вернули такую киноиндустрию. Чтобы не проглядели достойные кинопроекты. А зрители за это будут благодарны!