Ника Симонова: "В проекте "Петя и фолк" открывается большая глубина, чем мы ожидали".

"Ревизор.ru" поговорил с Никой Симоновой о работе над новым музыкально-театрализованным шоу. Ника, давайте начнем разговор с вашей работы над проектом "Петя и фолк" и ваших впечатлений от этого действа. На данный момент мной полностью написано либретто. Сейчас, как раз перед нашим интервью, была общая встреча всех создателей проекта, мы собрались обсудить ход дальнейшей работы. Меня порадовал общий настрой. На мой взгляд, открывается большая глубина, чем мы ожидали. Думаю, потому, что время сейчас непростое. Нам с композитором шоу Андреем Зубцом хотелось выразить ту бурю эмоций, которые бродят сейчас внутри каждого человека. Все думают о происходящем в мире и о том, как нам всем важно сейчас работать, любить и быть адекватными вместо того, чтобы злобствовать. Надеюсь, мне, как автору стихов, удалось высказать эти общие мысли. Ваше авторское видение спектакля "Петя и фолк"? Наш композитор назвал этот жанр "симфоническая мистерия". Внутри проекта "Петя и фолк" двадцать эпизодов, на протяжении которых мы рассказываем историю молодого человека, который спускается в своё собственное подсознание. Он ассоциирует славянских богов со своими близкими. Герой проходит через испытания, чтобы наконец-то научиться любить и понять, насколько дорога ему его девушка Вероника. Главные герои спектакля – Петя и Вероника. Это фактически наша современная интерпретация Орфея и Эвридики в славянском контексте. Мифы всех народов на самом деле тесно связаны. У нас обыгрывается древнегреческая античная легенда об Орфее и Эвридике, только боги и все иные ирреальные существа древнеславянские. Я сама очень люблю изучать мифы и легенды, с раннего детства. У меня в детстве была книжка "Мифы древней Греции" Николая Куна. Наверняка вы тоже ее помните. А потом, уже в институте, мне полюбилась фольклористика, помню я писала курсовую по мифам, песням и заговорам древних славян. Мы в нашем шоу "Петя и фолк" попытаемся воссоздать главных героев этих мифов на сцене и показать во всей красе Перуна, Велеса, Ягиню, которая впоследствии стала Бабой Ягой, а у нас она молодая и прекрасная. Ника, вы сами придумывали эту историю от начала до конца? Да. Можно так сказать. Предыстория такая. В проект "Петя и фолк" я попала благодаря приглашению Алексея Франдетти, очень талантливого режиссёра, обладателя нескольких золотых масок. Я просто была с дочерью на его спектакле "Питер Пэн" в Московском областном театре юного зрителя под руководством Нонны Гришаевой, и всю нашу семью этот спектакль настолько заворожил, что я загадала "вот бы поработать с таким лёгким, молодым и одновременно глубоким режиссёром!" Вот так автор и режиссер нашли друг друга, да? Благодаря нашему общему другу Ивану Виноградову, замечательному художнику по свету – надеюсь, он с нами тоже будет в команде работать над "Петей и фолком", мы познакомились с Лешей, и впоследствии именно он позвал меня на этот проект. Тогда существовало только название... Сюжета еще не было, ребята как раз его обсуждали. Я присоединилась к ним, и мне сказали, что нужно пройти некий путь от современной музыки к музыке фольклорной, славянской, старинной. Художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра "Орфей" Ирина Герасимова подарила мне большую книгу с песнопениями разных русских областей XVIII - XIX веков. Я вдохновилась зачином проекта и начала думать, куда бы повернуть эту историю. И придумала: есть молодые ребята Петя и Вероника. Они приезжают на фольклорный фестиваль. Вы знаете, это сейчас актуально: люди от своих проблем и страхов уезжают жечь костры в ночь Ивана Купалы, петь и танцевать, как это делали наши предки. Значит, действие "Пети и фолка" происходит в колдовскую ночь Ивана Купалы? Да. Зачин такой: ребята приезжают на фестиваль, где Петя должен быть одним из исполнителей, которые будут состязаться в конкурсной программе. Петя показан как очень сомневающийся человек: он копается в себе, боится писать музыку, переживает, что работает только на потребу, и не может написать, как чувствует. Еще Петя опасается, что никогда не будет услышан, потому что его никто не поймёт, он боится исполнять свои песни. Вероника же его всячески поддерживает. В итоге Петя исполняет своё, побеждает в конкурсе и… забывает про подругу, окружённый другими девушками из молодёжной тусовки. Обидно! Он должен за это быть наказан, правда ведь?.. Классика жанра. Веронику тоже затягивают в игры, зовут прыгать через костёр. Повторяется обряд Купальской ночи. Девушки кружатся у реки в ритуальном танце. И тут Вероника исчезает. То ли она тонет, то ли виноваты в ее исчезновении какие-то волшебные силы, духи леса, которые просыпаются в ночь Ивана Купалы. Петя наконец-то приходит в себя и начинает искать её. Петя проходит различные испытания, встречает славянских богов, о которых он когда-то смутно слышал. В конце пути Петя находит возлюбленную в Подземелье в тёмной пещере меж корней мирового дерева, куда текут все слёзы и откуда бегут все реки. Таким образом, Петя понимает, что нет ничего дороже, чем человек, находящийся рядом с ним – его девушка Вероника. Понимает, как он её любит. Ну, а развязку оставим открытой – пусть зрители приходят на спектакль. Конечно! Ника, а то, что девушку зовут Вероника, это просто совпадение, или вы делегируете героине часть себя? У нас сначала героя звали Андрей, а героиню – Вероника, как композитора и меня. Мы отталкивались от созвучия имен "Андрей и Вероника" – "Орфей и Эвридика". Но все же мы были "привязаны" к названию "Петя и фолк", которое изначально было неким флагманом для всего проекта. В итоге наш Андрей превратился в Петю. Вероника произошла от Эвридики, а Пете мы отдали прозвище Орфей: подруга зовёт его Орфеем, потому что считает таким же одарённым и талантливым, как мифический певец. Кстати, об именах. Ника Симонова – ваш псевдоним, а настоящее имя представляет собой тайну? Симонова – моя настоящая девичья фамилия, а имя – Вероника. Как творческая единица я повсюду Ника Симонова. Я с детства писала тексты, и еще ребёнком много выступала с ними. Имя Вероника как-то само собой сократилось после крещения. Меня крестили как Нику – есть такая святая, она носила имя античной богини победы. В итоге так и осталось – Ника Симонова. Выйдя замуж, я поменяла фамилию, но творчески осталась Никой Симоновой. И, кстати, насчёт имён: моего сына зовут Петя. Не правда ли, символично, что я пришла на проект с названием "Петя и фолк", где действуют герои Вероника и Петя? Кстати, мои дети – у меня двое детей, девочка Рада, ей пять лет, и мальчик Петя, ему четыре, – помогали мне выбирать вторую часть названия "Петя и фолк. Тайна миров". Перебрали много названий – "Стражники леса", "Пещера памяти", но в итоге "Тайна миров" победила и у моих детей, и у нашего режиссёра Леши Франдетти. То есть та юная аудитория, которой адресовано это действо, уже приняла участие в его подготовке, можно сказать, сформулировала, что хочет увидеть и услышать. Ника, помимо сценария, вы написали и песни для спектакля. Как песни распределяются по всем упомянутым вами двадцати картинам? Несмотря на главных героев Петю и Веронику, в проекте есть еще одно главное действующее лицо: это хор. Как было положено в античной трагедии. Хор является и волшебным лесом, который открывает герою глаза на его истинные чувства, и волками, и русалками, и гигантской птицей Симург, в которой сосредоточена вся мудрость мира, и тридцатью птицами, которые пережили все войны и страдания. Если они вместе, мир целостный, если разлетаются, весь мир может быть разрушен. И всё это передает хор. В каждой песне к каждой картине присутствует хор. Есть сольные партии, шуточные партии, есть партии драматические и партии, которые двигают сюжет. Но основное – это присутствие хора, как рассказчика. Ника, вы профессионал в написании стихов и сценариев для театра. Не могу не спросить: в этом проекте что было сложнее или, может быть, интереснее: написать песни от лица фольклорных персонажей или саму историю? В театре Вахтангова у меня ставились две пьесы "Нижинский: гениальный идиот" и "Фрида. Жизнь в цвете" на Симоновской сцене. Ближе всего мне – биографии творческих личностей. Разворачивать биографию, углубляться в изучение материалов, изучение жизни тех или иных одарённых и неординарных людей – это меня очень привлекает, всегда интересно, как они мыслили, как жили. Найти в их судьбе драматургию и развернуть – вот что всегда меня волновало. А тут – вроде бы детская сказочная история. Хотя я не могу назвать спектакль "Петя и фолк" детским, мне кажется, он по итогам получится "вне возраста". Но то, что сюжет изначально сказочный, для меня было как глоток свежего воздуха. Я "вынырнула" из предыдущих проектов, и мне было интересно изучать именно славянские мифы. Я послушала лекции, например, Тамары Эйдельман про мифы древних славян. Мне очень нравится этот историк и её YouTube-канал. Было очень интересно "конструировать" нашу историю. А песни я люблю писать. Пишу как дышу, очень легко. Причём с Андреем Зубцом тоже оказалось легко и в удовольствие работать. Поначалу у нас с Андреем были небольшие споры касательно сюжета, на первых порах рассматривался другой сюжет. Но потом, когда мы вышли на написание песен, мне стало очень легко и радостно работать с Андреем. Он очень талантливый композитор, настолько филигранно всё чувствует, а музыка, иногда кажется, из него просто льётся. С оркестром он тоже работает быстро и вдохновенно. Умеет в короткие сроки всё аранжировать. Да, какие-то правки неизбежны, но всё складывается не натужно. Большое значение имеет попадание в круг единомышленников, с которыми хочется работать и общаться. Вы чувствуете отличие данного проекта от того, что делали ранее? Были проекты, похожие по целевой аудитории: ледовые мюзиклы для Татьяны Навки, поставленные совместно с компанией любимого мной Алексея Сеченова. Отличие в том, что там я писала тексты на уже разработанные командой сценарии. И по известным сказкам. Это были "Аленький цветочек", "Спящая красавица. Легенда двух королевств", "Лебединое озеро" – самая тонкая наша история. Было очень интересно адаптировать истории для ледовой арены, но всё равно это были уже существующие истории. А здесь я писала полностью историю для проекта. Грубо говоря, в "Пете и фолке" соединилась моя работа как поэта-песенника и как драматурга. Это мне импонирует, хочу дальше двигаться в эту сторону, писать оригинальные мюзиклы, оригинальные симфонические произведения, оригинальные оперы и сценарии. И тут нельзя не задать сакраментальный вопрос: ваши творческие планы? Я бы действительно хотела написать оперу, также у меня есть два написанных сценария "полных метров", художественных фильмов. Мне хочется развиваться в разных направлениях. Но самое главное – это все-таки музыкальный театр. Мне это направление ближе всего: в нём скрыта многолетняя история, магия сцены, музыки и слова. И всё это вместе меня манит, чарует. Это то, что я люблю. Можете уже сказать что-нибудь о той опере, которую хотите написать? Мечтаю написать оперу под названием "Десерт "Анна Павлова". Открытие фестиваля "Студенческая весна" в Самаре в 2022 году. То есть о великой балерине? Да. Но больше я пока ничего не скажу об этой задумке. Ещё один недавний, уже осуществлённый творческий план, – большая церемония открытия 30-го юбилейного фестиваля "Студенческая весна" в Самаре на стадионе "Самара Арена". Она прошла 18 мая. На стадионе 45 тысяч посадочных мест! Я писала стихи и тексты песен для открытия фестиваля, кроме того, сама прочла своё произведение, посвящённые первому исполнению 7-й Симфонии Шостаковича в городе Куйбышев (ныне Самара). Я читала стихи среди огненных фонтанов. На высоте 24 метра. Стоя на арке, гигантской декорации. Видео с открытия фестиваля "Студенческая весна" предоставлено Никой Симоновой. С такой насыщенной творческой жизнью вы успеваете писать просто для души? Пишу потихоньку. Стараюсь генерировать новые задумки, совмещать творчество и семейную жизнь и воспитывать детей, потому не всегда успеваю написать всё, что задумываю. Из того, что задумываю, в свет выходит, наверное, одна треть. Тем не менее, стихи я пишу постоянно, и не было такого периода в жизни, когда бы я их совсем не писала, потому что это способ высказывания. Только назрела новая мысль, мне хочется ей поделиться. Или просто строчки начинают звучать в глубине… Есть ли у вас книги стихов или публикации? Были публикации, хотя я не "журнальный" поэт, я вижу себя, как автора, пишущего для театра. Вижу себя в большей степени автором, который пишет вместе с командой, подразумевая, что плоды его усилий будут поставлены на сцене. Вы всё успеваете, и это прекрасно. Хочется еще больше успевать и делать что-то стоящее. Мне кажется, что вся жизнь – путь к тому, чтобы сделать что-то достойное, что останется и будет жить после тебя. Хорошее кредо! Ника, есть ли ещё что-то важное, чем обязательно надо поделиться? Была ещё ситуация на начальном этапе работы с проектом "Петя и фолк", которую я воспринимаю как смешное приключение, хотя, если вдуматься, в ней нет ничего забавного. Я приехала на встречу в телерадиоцентр "Орфей". Это объект режимный, строго охраняемый, а я… каким-то образом оказалась на проходной без паспорта и узнала об этом только на месте. Помню, что положила паспорт в сумочку, но дети, видимо, достали. Короче, мне удалось пройти через турникеты "паровозиком" за нашими режиссёром и композитором. И когда мы сидели все на совещании, пришли росгвардейцы с наручниками, меня задержали и увезли в отделение, я провела в полиции за нарушение режима несколько часов, заплатила штраф. Потом я подумала, что это приключение – сродни тому спуску в Подземелье, который описан в нашем проекте "Петя и фолк" ( смеётся ). Ника Симонова на фестивале "Студенческая весна". Вот так "сказка сделалась былью"!.. Ника, все хорошо, что хорошо кончается, гласит народная мудрость. В заключение интервью с поэтами мы традиционно просим подарить читателям "Ревизора.ru" стихи. Но вас мы попросим представить некоторые тексты песен из "Пети и фолка". С радостью! Приходите на спектакль! Стихи Ники Симоновой из симфонической мистерии "Петя и фолк. Тайны миров" АРИЯ ГОСТЕЙ ФЕСТИВАЛЯ Не легка жизнь во все времена, но больно мне, страшно, как в первый раз. От звонка до звонка – не до сна, мозг мой в тюрьме, в бешенстве трасс. Я устал от обид и вранья, от воронья, от новостей трясёт! Жар костра и языческий культ в вечность влекут прочь от мирских забот! Как же устал я… Да гори все огнём! Станет в полночь светлей, теплей, чем днём! Бьет в эфир фальшь и душит меня, я ото лжи онемел, оглох. Целый мир врет мне день ото дня. Время бежит прочь в закат эпох. Где страх, там всяким днём правит злость, ересь и месть. Страх всегда хитер. Как бы нам тяжело не пришлось нас встретят лес, небо и костёр! Да гори все! Да гори все огнём! Станет в полночь светлей, теплей, чем днём! АРИЯ ПЕТИ Я боролся за солнце, за выси, я запутался в этой борьбе… Но поверив теперь в силу мысли, я поверил тебе и себе. Я поверил тебе, я услышал, о чем ты молчишь и о чем живешь. Я поверил себе, теперь вижу как ты светишь мне, оттесняя ложь. Я поверил судьбе. Ее власти. Высота прорастёт лишь на глубине. Я поверил тебе. И я счастлив. Лишь смотри на меня! Улыбайся мне! АРИЯ ХОРА, ФИНАЛ Мир, как миф… Сменяются столетия. Смог ли измениться человек? Так же он воюет, также ветер на смех подымает его век. Веки подымает бог бездомный. Поглядев на мертвых и живых, дарит нам с любовью безусловной маленький отрезок "на двоих". Можем ли мы жить отрезки эти так, чтоб небеса касались плеч? Может ли мы, взрослые и дети, тех, кто нас полюбит, уберечь? Кто ты, человек? Кто ты, скажи? Каких духов кормишь? В каком ходишь платье? Все не важно, когда рвётся жизнь, и надежда на хрупкое счастье. Мир, как миф… Сменяются столетия. Но не изменились ты и я. Жадные, обиженные дети бьемся над секретом бытия. Славы ждем, за хвост удачу ловим, забывая, что еще должны просто быть, без страхов и условий, рядом с тем, кому мы так нужны. Кто ты, человек? Кто ты, скажи? Каких духов кормишь? В каком ходишь платье? Все не важно, когда рвётся жизнь, и надежда на хрупкое счастье. Ника, большое спасибо за интервью и за стихи! Желаем вам творческих удач!

Ника Симонова: "В проекте "Петя и фолк" открывается большая глубина, чем мы ожидали".
© Ревизор.ru