Войти в почту

о типичных ошибках в восприятии публикой политических высказываний артистов

«Все 1990-е мы унижали нашу армию, пока не догадались, что делали это напрасно. И начали перестраивать армию и силовые службы. Теперь мы взъелись на артистов. На самом деле здесь тоже всего лишь надо сменить настройки. Мы сами превратили национальную культуру в кабак, на фоне которого расцвели Земфира и Шевчук — для тех людей, кто не желает сидеть в кабаке. Давайте попробуем кабак закрыть и заняться реанимацией национальной культуры».

Всякий раз, когда возникает тема неполживых артистов, переживающих сегодня приступы острого стыда, приходит дюжина (сто, тысяча) комментаторов, которые с завидным постоянством повторяют одни и те же, увы, ложные доводы.

Пафос этих высказываний мы, может быть, и разделяем, да жаль, суть их хромает.

Первым делом люди неизменно сообщают, что «вышедшая в тираж» Земфира («вышедший в тираж» Шевчук) «решила о себе напомнить».

Всё это было бы смешно, когда бы не было нелепо.

Шевчук в недавнем видео про «бабушку с картошкой на вокзале» выступает, чёрт возьми, на стадионе. И рок-групп в России, способных собрать стадионы по всем миллионникам страны, помимо «ДДТ», в лучшем случае три. А то и две.

Уровень популярности Земфиры ещё выше, ни в какой «тираж» она не выходила и даже не собирается — она твёрдо №1 на нашей женской рок-сцене.

И все эти комментарии на тему «Мне она никогда не нравилась» или «Я не слушаю Шевчука уже три года» не имеют ни малейшего значения.

Ну не нравилась, ну не слушаешь — и что?

Перед нами национальные звёзды, уж какие есть — кумиры миллионов.

Следом комментаторы неизменно пишут, что «не надо их пиарить» и «нужно объявить им бойкот», после чего они сами якобы исчезнут.

Что, вообще говоря, тоже не слишком коррелирует с действительностью. Ни в каком «пиаре» ни Шевчук, ни Земфира, ни Oxxxymiron, ни, скажем, сочинитель Акунин не нуждаются — их, строго говоря, не слишком и до этого пиарили: в «Голубых огоньках» они не пели и в программе «Время» о них не рассказывали. Они и без того — предмет устойчивого и вполне массового интереса.

К их бойкоту призывают, как правило, люди, которые и до того ни Земфиру, ни Шевчука не слушали, так что артистам от этих бойкотов ни жарко ни холодно: в России всегда есть 1 млн (или 10 млн) человек, которые скачают их песни (книги) и придут на их концерты, даже если остальные 100 млн «объявят бойкот».

И наконец, самая печальная и, не побоюсь этого слова, вредная тенденция — это навязчивая антикультурная позиция, которая вдруг вошла у нас в моду.

Стало правилом хорошего тона цитировать слова якобы Колчака, призывавшего не трогать «артистов и проституток», которые будто бы «служат любой власти».

Иной человек напишет это — и как-то даже приподнимается над собой.

Но вообще говоря, я никак не пойму, о ком пишете.

Земфира, Шевчук и почти все иные-прочие не служат «любой власти» — у них есть свои, глубоко чуждые, например, мне убеждения, но, рискну напомнить, эти артисты даже в туре «Голосуй, или проиграешь» не участвовали. Какой власти они служили, кроме той, что у них — без царя — в голове?

Но самое главное, что, цитируя дурацкие высказывания якобы Колчака (тот ещё специалист по культурной политике), вы оскорбляете вообще всех артистов.

Зачем?

Чичерина, Юта, Джанго, а также Охлобыстин, Шагин и даже скрипач Пётр Лундстрем — тоже артисты. А не только Галкин, Макаревич и Смольянинов.

Или Охлобыстина и Шагина тоже слушать не надо, как Колчак завещал?

Недавно ушедший Владимир Валентинович Меньшов был артист.

Кобзон был артист.

Лановой был артист.

Губенко был артист.

Высоцкий был артист.

Шукшин был артист.

Бернес был артист.

Вертинский был артист.

И даже Маяковский был артист. И современник Колчака, кстати.

Не менее модно стало повторять: «С чего мы взяли, что этих Петрушек надо слушать? Они играют что умеют».

Не питая никаких иллюзий касательно артистического и музыкального мира, я всё-таки спрошу: а кого, собственно говоря, тогда надо слушать?

Телеведущих? Политологов? Политиков?

Какая профессия у нас обрела право на истину взамен утратившей авторитет артистической среды?

Сам отвечу: да никакая не обрела.

В любой среде количество одарённых и важных людей и количество кретинов примерно одинаковы.

Я долгое время работал в ОМОНе, оттуда ушёл в писатели, оттуда ушёл в ополченцы, оттуда в политики — и ответственно заявляю: везде одно и то же.

И говорить сегодня, что все артисты — «проститутки и полудурки», — это значит уподобляться либералам, которые искренне считают, что все омоновцы — дегенераты, как, впрочем, вообще все силовики. Кроме того, в либеральных иерархиях «не отличаются большим умом» шахтёры, особенно донецкие, а также весь пролетариат целиком, ведь он состоит из пэтэушников, которым слово «коучер» неизвестно.

Едва ли я стал бы писать этот текст, если б не получил трогательное и преисполненное боли и чести письмо.

Пишет профессор Московской консерватории, за минувшие годы четыре раза посещавший Донецк с концертами и удостоенный отдельной графы на сайте «Миротворец»:

«Мне очень хотелось бы, чтобы кто-то произнёс вслух на фоне нынешнего негатива по отношению к культуре какие-то слова в её поддержку. Да, многие деятели культуры сейчас заблуждаются — вольно или невольно. В конце концов, наше восприятие действительности строится не на логике, а на эмоциональном озарении, мыслим мы путано, а уж излагать эти мысли публично нам стоило бы запретить. Но этот негатив в адрес культуры: 1) дорого обойдётся в перспективе; 2) несправедлив по отношению к огромному количеству артистов, музыкантов, актёров, художников и т. д., которые, не пользуясь никакой властной поддержкой (моя жена, готовая ехать куда угодно со мной, актриса и режиссёр театра, получает 12 тыс., и это никак не меняет её воззрений), остаются в своём, не побоюсь этого слова, служении и искренне любят Россию. В годы Великой Отечественной войны об этом помнили и эту их деятельность использовали и уважали, сейчас же происходящее по отношению к культуре меня очень тревожит».

Не думаю, что это стоит как-то комментировать.

Скажу только, что час назад я вернулся с Новодевичьего кладбища, где обошёл множество памятников, невольно обращая внимание на то, кого люди помнят и чтят более всего.

Это в самом широком смысле артисты: музыканты, композиторы, поэты, режиссёры — и военные.

Потому что именно в их деятельности наиболее полно и остро отражается история государства.

Все 1990-е мы унижали нашу армию, пока не догадались, что делали это напрасно.

И начали перестраивать армию и силовые службы.

Теперь мы взъелись на артистов.

На самом деле здесь тоже всего лишь надо сменить настройки.

Мы сами превратили национальную культуру в кабак, на фоне которого расцвели Земфира и Шевчук — для тех людей, кто не желает сидеть в кабаке.

Давайте попробуем кабак закрыть и заняться реанимацией национальной культуры.

Но если вы желаете относиться к артистам как Колчак, то и закончите как Колчак.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.