Шанс остаться людьми

Со стартовавшим же не так давно вторым сезоном «Эпидемии» произошла абсолютно загадочная штука: зрители пока не поняли, как он соотносится с сезоном первым, то есть в какую сторону весов должна качнуться чаша их симпатий. Я бы сказала иначе: надо просто понять для себя, что это — «другое». Просто другое, и все. А отчасти — история о том, как важно яичко ко Христову дню и ложка — к обеду. Ну и еще о том, что на проверенной опаре тесто и то поднимается не всегда.

Первый сезон экранизации романа Яны Вагнер «Вонгозеро» вышел в декабре 2019-го и был признан одним из лучших сериалов года. «Эпидемию» показали и на Netflix, она зашкаливала по просмотрам во многих странах мира, а отзывы на нее были самыми положительными — в том числе и потому, что сериал гениально и страшно предугадал пандемию коронавируса.

По идее на этом надо было бы остановиться. Пусть зрители стонут, пусть кусают локти, рвут в бешенстве телепрограмму — примерно так, как было, когда ждали новые части «Шерлока». Но желание повторить успех, вполне понятное, не раз искушало создателей на повторный прыжок с непрогнозируемой точкой приземления — то ли в овес, то ли в навоз.

И вот за основу второго сезона «Эпидемии» взяли уже не книгу — Роман Кантор писал новый сценарий. Поменяли и режиссера — место Павла Костомарова занял Дмитрий Тюрин, снимавший «Магомаева» и «Триггер». К знакомым героям (в исполнении Кирилла Кяро, Александра Робака, Марьяны Спивак, Виктории Исаковой) добавили Юру Борисова, которого ныне рвут на части так же, как Петрова чуть ранее. И вроде все хорошо, и действие развивается динамичнее, чем в первом сезоне, и напряжение все то же, а то и большее. Но поскольку мир не так зациклен на коронавирусе, как в пору выхода первого сезона, исподволь возникает ощущение придуманности — той, которой не было в «Эпидемии-1». Да, именно благодаря удушающее страшному ощущению пророческой правды и узнаваемости, внезапно переместившейся на экран чуть ранее, чем события начали происходить за окнами, мы и смотрели первую «Эпидемию», затаив дыхание. Сейчас же эта непосредственная связь зрителя и реально происходящего прервана. Думается, в этом и причина раздражения некоторых зрителей.

«Гнать» на сериал по-крупному не стоит. Одни заходятся в страстных восторгах («Просто бомбически!»), другие исходят слюной от зла: «События второго сезона разворачиваются так, что острословы шутят: «Лучше бы и вовсе не снимали»; оценки варьируются от «душу раздирает» до «растянули, жесть» и «высосали из пальца». Время рассудит: к хорошим сериалам возвращаешься и спустя годы. Но одно достоинство у сериала не отнять: главной темой в нем остается «расчеловечивание» — вопрос о способности человека оставаться человеком в состоянии гиперэкстрима. И пока ответ на этот вопрос не однозначен.