Войти в почту

"Нано-опера" - праздник, ставший традицией

Это совершенно изумительное изобретение художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. Если попытаться сформулировать задачи конкурса в рациональном формате, то это уникальная возможность для молодых оперных режиссёров получить стартовую площадку для их дальнейшей карьеры. Ведь профессия оперного режиссёра – это одна из самых ресурсоёмких профессий. В руках режиссёра оперные солисты, оркестр, хор, дирижёр, постановочная матчасть и прочее, которое по затратам, может и не превосходит мюзикл, но вполне соизмеримо с ним. Поэтому подобный конкурс – это показ возможностей, знаний и талантов молодых режиссёров, в значительной степени это рынок труда, если говорить совсем уж в циничных категориях. И по идее, за этим конкурсом должны, не отрывая глаз, следить главные режиссёры, директора оперных театров, интенданты оперных фестивалей… Просто потому, что именно здесь могут появиться новые звёзды в этой сложнейшей и очень востребованной профессии. Медиажюри. Фото: Антон Дубровский Ведь оперная режиссура значительно сложнее театральной. Во-первых, это касается самого драматургического материала. Оперному режиссёру приходится иметь дело зачастую с той фантастической околесицей, которую предложил давно почивший либреттист столь же давно почившему композитору. Проблема в том, что оперный театр или фестиваль при постановке оперы ориентируются в первую очередь на музыкальную составляющую, а её создавал, как правило, плюс-минус гений. И вот тут на долю оперного режиссёра приходится весь поток сознания, который написал Э. Шиканедер в случае с "Волшебной флейтой", С. Каммарано в "Трубадуре" или даже, не приведи господи, сам Рихард Вагнер в качестве либреттиста своего знаменитого сериала. Поэтому зачастую оперный режиссёр, пытаясь придать смысл происходящему на сцене, приходит к неожиданно парадоксальным результатам. Подобное действо часто называют режоперой, придавая этому термину несколько презрительную коннотацию, но зачастую это всего лишь попытка восстановить здравый смысл там, где его отродясь не было. Это относится в первую очередь к барочной, классической и романтической опере. А другой-то не так уж и много. За последние десятилетия, собственно, с тех пор, как вокальную составляющую оперы начали пытаться дополнять драматургической, роль оперного режиссёра заметно возросла. Так, например, ремарка "умирает" в самом конце оперной партитуры в добрые старые времена предполагала воплощение на сцене драматургии, описанной ещё А. П. Чеховым в "Каштанке": "Так, молодец…Теперь умри!" - Гусь лёг на спину и задрал вверх лапы". С той лишь разницей, что после этого аттракциона в итальянской опере, как, впрочем, и любой другой, следовала ещё одна, последняя ария, уже в положении "лёжа". Или ползком, если постановка предполагала некоторую динамику. Жюри. Фото: Антон Дубровский В наши дни в помощь зрелищности и драматургии в целом используется вся мощь сценической машинерии – герой по желанию оперного режиссёра может вознестись на тросах под самые колосники или с помощью плунжеров опуститься ниже уровня оркестра. Его можно утопить или просто оставить бездыханным где-то на Луне как, например, Рудольфа в "Богеме" в постановке Клауса Гута. Но это лишь часть дела. Ведь оперный режиссёр должен знать партитуру, оркестр, специфику вокала и, например, в конце дуэта Мими и Рудольфа отправить обоих куда-нибудь в дальнюю кулису, если дело происходит всё-таки в Париже, где они смогут в верхнем регистре не давиться на piano. Или, напротив, в кульминации арии Манон по возможности не поворачивать певицу к публике спиной. Все эти составляющие делают сам конкурс невероятно зрелищным. Конечно, было бы замечательно, если бы он в одном из своих воплощений пришёл к телевизионному формату "Большой оперы" или "Большого джаза". Но, как и раньше, конкурс будет транслироваться в YouTube, и это будет чрезвычайно интересное, а главное, живое зрелище. Первый конкурс "Нано-опера" состоялся в 2013 году и по своим правилам проходил через год, в каждом нечётном году. Но в 2021 году ковид спутал все планы, поэтому конкурс был перенесён на этот, 2022 год и, несмотря на все сложности, сохранил свой международный характер. Жюри конкурса составляют режиссёры и руководители оперных театров, в него входят народный артист России Дмитрий Бертман – председатель жюри, генеральный директор-художественный руководитель театра "Геликон-опера" (Москва, Россия); Реджеп Аййылмаз – режиссер Государственного театра оперы и балета Стамбула (Турция); народный артист России Юрий Александров – художественный руководитель Камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" (Санкт-Петербург, Россия); Толеубек Альпиев – первый заместитель директора театра "Астана Опера" (Астана, Казахстан); заслуженный артист России Сергей Бобров – художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета (Красноярск, Россия); Джавид Имамвердиев – главный режиссер Азербайджанского государственного академического музыкального театра (Баку, Азербайджан); заслуженный деятель искусств Российской Федерации Георгий Исаакян – художественный руководитель-генеральный директор Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац (Москва, Россия); Сандра Миланков – директор оперного подразделения Сербского национального театра Нови-Сад (Сербия); Павел Сорокин – главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра (Ростов-на-Дону, Россия); Вячеслав Стародубцев – главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ (Новосибирск, Россия); народный артист России Александр Титель – художественный руководитель оперы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (Москва, Россия); Рамиз Усманов – директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои (Ташкент, Узбекистан). По традиции параллельно основному жюри работу конкурсантов оценивает и медиажюри, в состав которого традиционно входят руководители и ведущие сотрудники популярных федеральных и московских СМИ и радиостанций. В этом году его представляют Мария Бабалова ("Вечерняя Москва"), Юлия Бедерова ("Коммерсант"), Сергей Буланов ("Музыкальная жизнь"), Мария Гайкович ("Независимая газета"), Феликс Грозданов ("Дни.ру"), Владимир Зисман ("Ревизор.ру"), Екатерина Кретова ("Московский комсомолец"), Евгения Кривицкая ("Музыкальная жизнь"), Наталья Литвинова (телеканал "Россия-Культура"), Дмитрий Морозов ("Играем сначала"), Ольга Русанова ("Радио России"), Йосси Тавор (Радио "Орфей"). По условиям конкурса он проходит в три тура. В результате предварительного отбора из двухсот заявок было отобрано десять конкурсантов, которые в первом тура должны будут поставить арию в первом туре, дуэт во втором и массовую сцену – в третьем туре. Конечно же, это должен быть невероятно зрелищный и захватывающий конкурс – это будет фейерверк фантазии и профессионализма. Десять участников – у каждого из них свой биографический шлейф, свои работы, педагоги, безусловно, оставившие свой отпечаток на творческом мышлении конкурсантов… С завтрашнего дня к постановкам арий из опер Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Пуччини, Дж. Верди и Россини приступят (в порядке жеребьёвки) Михаил Колегов (Москва), Елизавета Шахова (Москва), Ольга Мелкумова (Красногорск), Василий Селюков (Красноярск), Ирина Гаудасинская (Санкт-Петербург), Вадим Летунов (Москва), Мария Фомичёва (Москва), Сухроб Усмонов (Душанбе), Сервер Ибраимов (Симферополь), Еренбак Тойкенов (Нур-Султан). Итак, в 13:00 открываем YouTube и находим трансляцию I тура Пятого международного конкурса молодых режиссёров, набрав "Нано-опера".

"Нано-опера" - праздник, ставший традицией
© Ревизор.ru