Керамистка из Курска создаёт сюрреалистичную посуду
Курянка Наталия Тараканова создала свой бренд Jupiter Ceramic. Керамистка делает из глины разных сортов луноликие кружки, посуду для чаепития, курительницы для благовоний, вазы в виде раковин аммонитов, шкатулки и статуэтки животных. Дирижёр, тату-мастер, керамист Наталия Тараканова родилась в творческой семье. Может, поэтому наша героиня с юности искала и для себя любимое творческое дело. Дедушка курянки – талантливый гитарист, бабушка – вокалистка, папа подавал большие надежды в танцевальном искусстве, но в своё время ушёл в бизнес. А вот мама Наталии стала профессиональным музыкантом. Лариса Тараканова окончила Высшую школу изящных искусств при Международной Академии Сан-Марино. В данный момент она работает педагогом и заведующей вокальным отделением Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова. После школы Наталия Тараканова получила музыкальное образование и стала дирижёром. Она работала почти 8 лет в школе искусств. Затем резко сменила вектор, уехала в Москву, овладела тату-мастерством. Несколько лет Наталия делала перманентный макияж, пока вдруг не познакомилась с таким материалом, как глина. – К керамике я пришла случайно. Просто однажды я взяла в руки глину, и дальше всё было, как в тумане. Сейчас для меня лепка – это не просто хобби или работа. Это моя потребность, – делится Наталия Тараканова. В самом начале своего увлечения керамикой курянка брала мастер-классы как онлайн-, так и офлайн-формата. – Я проходила также курс по рисунку и могу сказать, что эти знания мне очень пригодились в моей нынешней деятельности. Ну и, в целом, конечно, процесс создания керамического изделия – это ряд навыков, которые можно освоить постепенно при желании, – отмечает керамистка. За два года Наталия Тараканова успела создать свой бренд Jupiter Ceramic. Керамистка делает из глины разных сортов посуду для чаепития, курительницы для благовоний, вазы в виде раковин аммонитов, шкатулки и статуэтки животных. Керамистом, между прочим, быть не просто. Это искусство требует хорошей физической подготовки. Например, для того, чтобы только подготовить глину к работе, её нужно тщательно перемять руками. – Иногда это куски по 5 – 10 кг. Возможно, не каждая девушка может осилить такой объём. Но среди моих коллег очень много женщин, – отмечает Наталия. Не гончарным кругом единым Что мы представляем, когда говорим о лепке из глины? Скорее всего, человека в фартуке, который сидит перед гончарным кругом и мастерски превращает комок природного материала в кувшин. Существует множество различных техник изготовления керамики, её можно создавать не только за гончарным кругом, но и в технике литья или полностью лепить изделия вручную. – Я очень люблю именно ручную лепку и работаю в пластовой технике и из куска глины. Для того, чтобы не тиражировать некоторые свои изделия, это, в основном, касается посуды, я использую технику шликерного литья, – делится Наталия Тараканова. Для разных видов керамики мастера используют разную глину. По словам курянки, новичку подойдёт далеко не каждая. – Есть массы очень сложные, которые обладают достаточно низкими пластичными свойствами, быстро высыхают, растрескиваются. Если новичку дать в руки такую глину, он, скорее всего, разочаруется и, возможно, не захочет снова взять в руки этот материал. Я бы рекомендовала для знакомства идти в школы лепки, потому что там есть весь необходимый инструментарий, специальная глина, – рассказывает Наталия. Также, по словам керамистки, не каждому мастеру подойдёт и фарфор. При работе с этим материалом всегда очень высокий процент брака. Его очень часто «ведёт» во время запекания. Фарфор обжигается при температуре до 1300 градусов, тогда как другие виды глины – при температуре 800 – 1000 градусов. – Фарфор – очень красивый материал, но весьма непредсказуемый. Чаще всего я покупаю готовую керамическую массу в пластичном или в жидком виде (это называется шликер). Ценовой диапазон очень широкий, всё зависит от производителя, – отмечает Наталия. Дело в том, что создание керамического изделия не ограничивается одной только лепкой. Любое изделие должно пройти целый технологический цикл. Это правильная сушка, глазуровка и, как минимум, двукратный обжиг в специальной печи. Наталия Тараканова отмечает, что инструменты для лепки можно найти практически в любом магазине. Всё зависит от задач и техник. Если начинающий мастер хочет работать за гончарным кругом, то набор инструментов будет один, а для ручной лепки или скульптуры – другой. – У меня есть несколько главных инструментов, благодаря которым я могу слепить практически что угодно. Это кухонная деревянная лопатка и стоматологический инструмент в виде тонкой лопатки и шарика на обратном конце. Название у неё забавное – гладилка дистальная комбинированная с шаровидным штопфером. На самом деле, инструментов у меня немного, а самый главный – это руки, – рассказывает Наталия Тараканова. Керамистка советует начинающим мастерам собрать простой базовый набор для лепки: – Я бы включила в набор начинающего планшет, обтянутый тканью, чтобы глина не прилипала от поверхности. Скалку, которой раскатывается пласт из глины, потом из этого пласта уже формируется какое-то изделие. Губку, самую обычную поролоновую. Несколько инструментов, которые можно приобрести также набором – стеки, шило, циклю. Каждый вид керамики требует обжига в печи. Поэтому два года назад Наталия Тараканова купила для своего хобби важные агрегаты: аэрограф и муфельную печь. – Печь обошлась мне в 100000 рублей. Она на 60 литров, и это ещё не самый большой объём, но для меня этого пока достаточно. Следующей моей покупкой был аэрограф с компрессором. Я сразу купила себе профессиональный. Весь комплект обошёлся мне в 35000 рублей. Аэрограф мне был необходим для того, чтобы глазуровать изделия, – говорит Наталия. Керамистка рассказывает, что существует несколько способов глазурования, самые распространённые – это окунание, кистью и напыление. – Я использую, в принципе, все три эти способа, но у меня много изделий, где есть своя фактура. Для того, чтобы эта фактура не съедалась, необходимо глазурь наносить очень тонким и ровным слоем. Добиться этого кистью практически невозможно. Кисть кладёт где-то толще слой глазури, где-то тоньше, из-за этого после глазурного обжига на изделии могут быть подтёки и разводы, – рассказывает Наталия Тараканова. Курская керамистка рассказывает, что скорость изготовления одного изделия зависит от его размера, толщины стенки, глиняной массы. После того, как изделие вылепили, его заворачивают в пакет и отправляют в шкаф. – Пакет необходим для того, чтобы вода из изделия выходила равномерно, иначе оно в процессе сушки может растрескаться. Процесс сушки занимает от недели до двух. Далее поверхность изделия затирается и замывается от неровностей и отправляется в печь на первый утильный обжиг. Через сутки изделие глазуруется и снова отправляется в печь уже на высокий обжиг при 1200 – 1250 градусах в зависимости от массы, которую я использую. Ещё через сутки изделие готово. Также в своих работах я часто использую препарат золота, в этом случае требуется третий обжиг. Кстати, про брак, это, в принципе, вещь для керамистов привычная. Когда я загружаю печь, я никогда не знаю, что там будет в итоге. Может что-то дать трещину, бывает такое, что изделия взрываются в печи, – рассказывает Наталия Гончарова. В общем, весь цикл изготовления какого-либо изделия может занимать от 2 до 3 недель. Космическая тема и аммониты Однажды Наталия создала небольшую серию кружек с космическими разводами, выложила на свою страницу в соцсети. – Честно говоря, я не собиралась продавать свои работы, но так вышло, что спрос появился раньше, чем предложение. У меня кружки очень быстро расхватали. Это были незнакомые мне люди. А самые первые мои соусник и пиалу оставила на память. Они тяжёлые, как кирпич. Я перфекционист. Для меня важно качество. Всегда перепроверяю изделия, провожу тесты. В продажу уходят только те работы, в качестве которых я уверена, – делится Наталия. В своих работах Наталия Тараканова придерживается разных стилей. Посуда фантастическая: шкатулки, скульптуры, вазы с природными мотивами. – Если, к примеру, я работаю над скульптурой животного, то обязательно изучаю его пластику и особенности. Смотрю видео и фото. И вообще я люблю наблюдать. Во время прогулки с собакой в лесу встречается много интересного. Могу долго залипать над проползающей улиткой, фотографировать её по 300 кадров со всех ракурсов. Сейчас наступила весна, и столько удивительного вокруг! Можно даже не искать никакие референсы. Эскизы, кстати, никогда не рисую, – отмечает Наталия. Цена на изделия курской керамистки может доходить до 30000 рублей, например, на вазы в виде раковин древних аммонитов. Луноликие чашки, курительницы, тарелки и другая посуда могут стоить в диапазоне от 3000 до 7000 тысяч рублей. – До недавнего времени 80% моих клиентов было из других стран. Чаще всего я отправляла посылки в США и Великобританию, а также в Австралию, Латвию, Болгарию. Бывали случаи, когда транспортные компании разбивали мою керамику, и покупатель очень расстраивался. Но сейчас такой проблемы нет, потому, что я стала делать усиленную упаковку, – отмечает Наталия. Курянка рассказывает, что близкие поддерживают её хобби, но справляется она без помощников. Она оборудовала себе две мастерские, чтобы работать спокойно и безопасно. – У меня две студии. Одна дома, комната полностью оборудованная, где я занимаюсь лепкой. Здесь у меня хранятся все мои керамические массы и готовые изделия. У меня много полок в этой комнате. Вторая мастерская находится в нежилом помещении, где установлена печь и всё необходимое для неё. Она отапливаемая. Здесь просто стены, пол, вытяжка и печь. Там я могу уже глазуровать свои изделия. Потому что глазуровка – это достаточно вредно, во время процесса нежелательно вдыхать все эти частицы. Это вредно для лёгких, поэтому я работаю не дома и в профессиональном респираторе. Здесь же работает печь, – рассказывает Наталия Тараканова. По словам курянки, ей нравится свободное творчество, и заказы она не берёт. Создаёт из глины посуду и скульптуры и только потом продаёт. Изредка может повторить некоторые их своих работ. – Даже если меня просят сделать что- то очень простое, я всегда отказываю. Творчество – это ведь про свободу. Дарю свои изделия редко, только самым дорогим людям, – делится Наталия. Санкции и выставки По словам мастерицы, пандемия никак не помешала её творчеству развиваться. А вот санкции ударили больнее. – В данный момент у меня нет возможности принимать платежи из-за рубежа, соответственно, нет отправлений за рубеж, – рассказывает Наталия. Курянка не расстраивается, потому что предвкушает участие в фестивале, где, возможно, найдёт новых покупателей и вдохновителей. – Сейчас у меня запланировано участие в нескольких проектах, где будет живое общение с людьми и моими коллегами. Я жду этого, как праздника. Это будет выставка в Москве, куда приедут мастера из разных городов. Будет много гостей. Это очень здорово, я уже была участником подобного мероприятия в прошлом году, это был фестиваль Localceramicfest. Мне очень нравится формат фестиваля, потому что собирается много мастеров-керамистов с разными стилям, работающих в разных техниках со всех уголков России и даже из ближнего зарубежья. На фестивале есть возможность общаться с этими людьми лично, обмениваться опытом, вдохновляться необычными работами других мастеров. Такой формат меня пока устраивает. Плюс на фестивали приходит много зрителей, это ещё и возможность популяризировать своё творчество, – рассказывает Наталия. О своей персональной выставке курская керамистка пока не задумывалась.
В Курской области кастрлюля борща обойдется в 411 рублей