Лучшие триллеры про убийц — от Зодиака до Джона Гейси

Фильмы о безумцах с маниакальными наклонностями всегда по-своему завораживают. Причем делают это очень по-разному: пока слэшеры развлекают обилием бутафорской крови и склизких внутренностей, триллеры предлагают сыграть в непростую игру, выйти победителем из которой не всегда легко — а иногда и вовсе невозможно. Сюжеты, закручивающиеся спиралью и напоминающие, что самые страшные монстры на самом деле скрываются среди нас, и стали основой для этой подборки лучших триллеров о серийных убийцах.

Лучшие триллеры про убийц — от Зодиака до Джона Гейси
© CyberSport.ru

«Генри: портрет серийного убийцы» (1986)

Основой для фильма, в свое время получившего рейтинг X (только для взрослых), стала реальная история Генри Ли Лукаса и его помощника Оттиса Тула. Мужчины путешествовали по США и убивали людей с особой жестокостью, после чего поедали их. Преступления Лукаса считаются одними из самых жестоких и отвратительных в истории криминалистики, так что удивляться максимально строгому возрастному рейтингу здесь не приходится.

Создатели картины позволили себе ряд вольностей в отношении истории Генри Ли Лукаса: например, в фильме он познакомился с Тулом в тюрьме, в то время как в реальности мужчины сошлись на улице, так как оба не имели своего жилья. К тому же в фильме показано, что именно Лукас надоумил Тула убивать людей, хотя в реальности многие идеи вроде свежевания трупов и поедания человечины принадлежали как раз Оттису. 

В свое время критики отмечали, что «Генри» нельзя назвать «веселым зрелищем», но фильм является отличной иллюстрацией того факта, что в маньяках нет ничего романтического.

«Охотник на людей» (1986)

Первая экранизация романа «Красный дракон» Томаса Харриса и первый же фильм, представивший миру Ганнибала Лектера — пока еще не в исполнении Энтони Хопкинса.

Уилл Грэм ушел в отставку после поимки Лектера, но вынужден вернуться из-за нового маньяка. Убийцу прозвали Зубной феей из-за следов укусов, которые всегда присутствуют на жертвах. Бывший профайлер, чтобы понять, как может мыслить преступник, возвращается к переговорам с Лектером — умному психопату куда проще понять, как действует другой преступник с похожими наклонностями. Само собой, задуманный план выступить в качестве стороннего эксперта проваливается, и Грэм вскоре оказывается втянут в сложную игру с двумя маньяками — Зубной феей и Лектером, которые каким-то образом все же поддерживают связь.

«Молчание ягнят» (1991)

Экранизация второго романа Томаса Харриса не продолжала события «Охотника на людей», а была своего рода перезапуском франшизы.

Лектер все еще за решеткой и помогает ФБР в поимке неизвестного серийного убийцы. Последнего прозвали Буффало Биллом из-за привычки свежевания убитых им женщин. Для переговоров с Лектером, которому проще понять логику действий маньяка, отправляют молодую курсантку Академии ФБР Клариссу Старлинг, которая заключает что-то вроде контракта с бывшим психиатром. Лектер делится своими наблюдениями о Буффало Билле, но только в ответ на истории из жизни девушки.

Оригинальный роман входит в список лучших детективных историй мира, а фильм давно стал классикой: это одна из трех картин в истории, сумевших собрать «большую пятерку» «Оскаров» — за лучший фильм, режиссуру, актера, актрису и сценарий.

«Поймать убийцу» (1992)

Экранизация истории «клоуна-убийцы» Джона Уэйна Гейси — одного из самых известных серийных убийц в США. Фильм затрагивает только события, начинающиеся с расследования последнего убийства Гейси, но почти дословно следует реальности, за исключением изменения некоторых имен. К слову, в производстве картины участвовал детектив, поймавший Гейси, а сам маньяк был еще жив, хотя и находился уже больше десяти лет в ожидании смертной казни.

При расследовании исчезновения подростка Криса Ганта (в реальности Роберт Пист) подозрение падает на местного бизнесмена Джона Уэйна Гейси. Поверить в это трудно: улики только косвенные, а сам мужчина является известным человеком, связанным в том числе с местными политиками и другими респектабельными людьми. Однако со временем между Гейси и детективом Джо Козенчаком возникает что-то вроде игры, которая завершается обыском дома маньяка.

Кстати, занятный факт: многие уверены, что образ Пеннивайза в романе «Оно» Стивена Кинга был вдохновлен именно Гейси. У убийцы было два альтер эго: веселый Пого и более серьезный Патчи. В этих клоунских обликах Гейси выступал на местных вечеринках, развлекал детей в больницах и периодически появлялся на политических мероприятиях.

«Прирожденные убийцы» (1994)

Скандальная картина Оливера Стоуна, предположительно взявшая за основу историю реальной пары Чарли Старквезера и Кэрил Энн Фьюгейт — подростков, совершивших около десяти убийств за короткое время. Дурную славу фильм приобрел не только из-за обилия немотивированной жестокости, но и из-за ссылок на него, которые сделали печально известные Эрик Харрис и Дилан Клиболд, совершившие массовое убийство в школе «Колумбайн».

Сюжет повествует о молодоженах Микки и Мэллори Нокс и их кровавом путешествии по югу США. Параллельно с этим за дуэтом маньяков следуют полицейский, мечтающий подняться по карьерной лестнице благодаря их поимке, и журналист, ведущий шоу об американских маньяках. «Прирожденные убийцы» — сатира на то, как упивается жестокостью современный мир, делая настоящих чудовищ героями.

«Семь» (1995)

Один из лучших триллеров в истории рассказывает о Джоне Доу — серийном убийце, чьи преступления вращаются вокруг мотива семи смертных грехов. Каждое убийство выверено до мелочей, и даже оставляемые маньяком подсказки не помогают предотвратить новые смерти. За поимку загадочного убийцы отвечают полицейские Уильям Сомерсет и Дэвид Миллз — правда, они скорее действуют по грандиозному плану Джона Доу, чем действительно приближаются к разгадке.

Фильм Дэвида Финчера до невозможного неуютен: кажется, сам город кричит о том, что прогнил насквозь. Ну и не менее интересно здесь то, что, в отличие от большинства других картин, история словно подается с точки зрения маньяка: пока другие выстраивают сюжет вокруг расследования преступлений, «Семь» скорее раскрывает замыслы и мотивы преступника.

«Американский психопат» (2000)

Патрик Бэйтман — инвестиционный банкир, помешанный на внешних отражениях престижа. Он обедает в модных ресторанах, с иголочки одет и тщательно следит за тем, чтобы все в его жизни было идеально — или хотя бы близко к этому. При этом за красивым фасадом скрывается болезненная натура, страдающая и мечтающая причинять страдания другим.

Включать в список фильмов о серийных убийцах «Американского психопата» немного нечестно: картина выстроена таким образом, чтобы у зрителя оставались большие сомнения, были ли совершены многочисленные преступления на самом деле или нет. Тем не менее социопатическая натура, отлично исполненная Кристианом Бэйлом, вышла очень запоминающейся: в последние годы слава фильма только крепнет, о чем в том числе говорит выросшее количество мемов с Бэйтманом.

«Воспоминания об убийстве» (2003)

До того, как получить «Оскар» за «Паразитов», Пон Чжун Хо успел прогреметь на весь мир фильмом «Воспоминание об убийстве», в основу которого легла история серии убийств женщин в 1986-1991 годах в Хвасоне. На момент съемки убийца все еще не был найден, но в 2019-м выяснилось, что маньяк, Ли Чун Чжэ, уже отбывает пожизненное заключение за другие преступления.

Сюжет повествует о двух детективах, пытающихся раскрыть серию убийств женщин. Главными проблемами в деле становятся отсутствие криминальной экспертизы и неэффективность имеющихся методов полиции, а также социальные потрясения в обществе. Местами «Воспоминания об убийстве» кажутся едва ли не комедией из-за нелепости поступков полицейских, но за странными действиями на деле скрывается человеческая беспомощность.

«Монстр» (2003)

И снова основанная на реальной истории картина. На этот раз речь идет об Эйлин Уорнос — проститутке, убившей минимум шестерых своих клиентов. Картина стала дебютной для режиссера «Чудо-женщины» Пэтти Дженкинс, а исполнившей роль Уорнос Шарлиз Терон участие в фильме принесло «Оскар» и несколько других крупных кинонаград.

Фильм меняет некоторые детали биографии Уорнос, но в целом остается верен фактам. При этом за без малого два часа зритель увидит не весь жизненный путь второй в истории США женщины — серийного убийцы, а только тот период, что начался с ее встречи с любовницей, которая и привела Уорнос на тропу убийств. Пэтти Дженкинс и Шарлиз Терон создали во многом драму, в которой не так сложно почувствовать что-то вроде симпатии к «монстру»: Уорнос стала убийцей далеко не от хорошей жизни. И кто знает, как могла бы обернуться ее жизнь при других обстоятельствах.

«Зодиак» (2007)

Еще один триллер Дэвида Финчера в списке. На этот раз о реальном убийце — возможно, самом известном в истории. Дело не в количестве жертв, известно лишь о пяти из них; дело в том, как он все обставил — и сумел скрыться с радаров так, что больше полувека все бьются над его загадкой. Зодиак активно взаимодействовал с полицией и прессой, то и дело отправляя письма с загадочными шифрами, и открыто рассказывал о ближайших своих планах. К слову, все шифры не сумели разгадать до сих пор, а одно из писем было расшифровано только в 2020 году.

«Зодиак» Финчера — не совсем то, чего обычно ждут зрители от картин такого жанра. Вместо мощного напряжения и игры в кошки-мышки с неуловимым убийцей фильм, скорее, показывает тщетные попытки разобраться в том, кто же такой Зодиак — маньяк без мотива, психопат-интеллектуал и криптограф-самоучка. Лента нашпигована деталями и местами почти документально воспроизводит реальность — и именно благодаря этому многим «Зодиак» и не понравился. Множество деталей ничего не значат, отдельные эпизоды никак не развиваются во что-то большее, а основательный хронометраж (без малого три часа) не спасает от рваного ритма, галопом несущегося сквозь годы. «Зодиак» — это своего рода антидетектив, демонстрирующий, что далеко не всегда добро побеждает зло, а реальность может оказаться куда страшнее любой выдумки.