Войти в почту

Мультипликатор Лиза Скворцова: «Без Дёжкина не было бы меня»

Много мультфильмов он создал в соавторстве с нашим земляком, основателем музыкально-динамической анимации Борисом Дёжкиным, в честь которого создан фестиваль. Среди них, кроме некоторых перечисленных, «Приходи на каток», «Первый автограф», «Талант и поклонники», «Жёлтый аист», «Козёл-музыкант». На торжественное открытие 1 июня в Курск приедет мультипликатор Елизавета Скворцова, выпускница ВГИКа курса Виолетты Колесниковой, ученицы Дёжкина. Именно ей, Виолетте Скворцовой, 20-летней девчонке, в далёком 1958-м, к тому времени уже корифей студии «Союзмультфильм» Борис Петрович бросил ставшей легендарной фразу: «Учить не буду, что украдёшь глазом, то твоё». И она за эту «учёбу исподволь» оставалась ему благодарна до конца своих дней. Ушла из жизни совсем недавно, в марте этого года, в возрасте 83 лет, оставив после себя сотни учеников. И вот одна них едет в Курск. Круг замкнулся! Продолжательница традиций Дёжкина станет почётным гостем фестиваля, учреждённого в его честь, на его родной земле! В преддверии встречи нам удалось взять интервью у последовательницы «дёжкинской школы». Досье «КП»: Елизавета Скворцова родилась в Москве 7 мая 1978 года. Окончила ВГИК в 2001 году (мастерская компьютерной графики и анимации Александра Горленко и Виолетты Колесниковой). Уже самые первые работы Лизы – курсовая «Дождь» и дипломная «Подожди, пожалуй!» по мотивам сказки М. Горького «Девушка и Смерть», над которой работала два года, выдавали в ней талантливого и трудолюбивого мультипликатора. Является руководителем масштабного анимационного цикла «Колыбельные мира» из 60 трёхминутных серий, созданных по колыбельным песням разных народов и нарисованных в наивной манере, напоминающей детский рисунок. Идея создания сериала появилась у Лизы, когда она стала мамой и пела сыну колыбельные. Проект получил множество наград на российских и международных фестивалях, включая премию «Золотой орёл» за лучший анимационный фильм, Гран-при XVI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в разделе «Анимация», дважды признавался лучшим сериалом на XIII и XV Открытом Российском фестивале анимационного кино в Суздале, побеждал на профессиональных конкурсах в Сербии, Испании и Италии. Другие сериалы мультипликатора – «Везуха!», «Буквальные истории» (истории букв по мотивам книги Евгения Клюева «Когда А была Арбалетом»), «Дятлоws», «Приключения Пети и Волка» – также не только популярны, милы и ироничны, но и высоко оценены профессионалами. Любит мультфильмы автора «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Преподаёт, снимает клипы и просит называть себя именно Лизой. Во ВГИКе я себя почувствовала как дома – Лиза, какой была Виолетта Павловна и что она рассказывала о своём наставнике Борисе Дёжкине? – Учиться у неё было большое счастье – она всегда говорила очень интересно, захватывающе и по делу. Её точность, стройность мысли и слаженность действий не могли не восхищать. Педантичная, сильная, прямая, как натянутая струна, честная, бескомпромиссная, большой перфекционист, она заражала кайфом. Любила движение и часто повторяла, что не хотела быть режиссёром, а хотела делать именно анимацию – её дисциплина так и называлась «Основа анимационного движения». То, как она обращалась с карандашом и бумагой, завораживало. И конечно, она много говорила о Дёжкине – он очень сильно на неё повлиял. Без него не было бы Виолетты Павловны, а без неё – меня. Соответственно, и я бы не состоялась без его школы. Дёжкин стоял у истоков отечественной мультипликации, его искусство движения влияет на всех современных специалистов. Моя последняя встреча с Виолеттой Павловной состоялась на новогодней вечеринке в школе-студии «Шар». Я поделилась, что поеду преподавать в ростовский филиал ВГИКа, а она ответила, что не справлюсь. «Анимация требует полного погружения, а время от времени ездить преподавать несерьёзно», – таковы были её доводы. Я подумала, что это слова перфекциониста, и не прислушалась к ним. А потом оказалось, что она была права, я не справилась. «Дождь» «Весной 1999 года ко мне подошла студентка 4 курса художественного факультета ВГИКа Лиза Скворцова – на первом и втором курсах я читал их группе экспериментальный спецкурс по теории компьютерной графики и анимации, построенный как проекция эзотерических знаний на эту область визуальной культуры, – и сказала, что хотела бы показать свой фильм. Это был «Дождь» (видеоформат, 4 минуты 20 секунд). Она сняла его самостоятельно, в свободное от занятий время. Я имел возможность посмотреть оригинальную версию ещё без упоминаний о том, что это курсовая работа, и без стандартных титров. Вместо них фильм просто оканчивался словом «спасибо» на чёрном фоне. Фильм был завораживающе красив и загадочен. Он развивался медленно и неторопливо под дивную музыку, напоминающую одновременно западноевропейские средневековые хоралы и восточные мугамы и раги. Сюжет сразу был не очень понятен и напоминал духовную притчу. Юноша со свирелью шёл по мосту толщиной в человеческий волос, заглядывался вниз – и тотчас срывался с моста. Его, как марионетку, подхватывали невидимые нити и возвращали обратно на мост, а его свирель падала сквозь облака в форме коровы куда-то в нижний мир и там давала жизнь пастушку, который в свою очередь выдувал из свирели новых коров. Честно говоря, меня поразила не только чистота исполнения, но прежде всего уровень зрелости этой работы. Во ВГИКе никогда не существовало такой мультипликации». Алексей Орлов, киновед, кандидат искусствоведения, 2001 г. Позвонила ей на День учителя и призналась, что она для меня самый лучший педагог. И в ответ услышала, что мне действительно повезло, если б не попала к ней, неизвестно, чем бы я занималась в жизни. А потом её не стало. Небольшой компанией её учеников мы ходили на прощание, и нас не покидало ощущение, что она снова нас объединила, чтобы поделиться чем-то хорошим, как это было при жизни. – Вы бы действительно потерялись в жизни, ­если б не ВГИК? – В школе я была самая застенчивая, всего боялась. Заканчивая детскую художественную школу, стала думать, куда бы поступить, и везде было ужасно. А во ВГИКе я себя почувствовала как дома. Все были добрые, красивые, улыбались, и у всех был такой вид, как будто они никуда не спешат. В такой обстановке хочется делать что-то хорошее. Мастерская компьютерной графики и анимации на художественном факультете набиралась впервые, её никто не знал, поэтому все пошли поступать на художников по костюму, художников игрового или анимационного фильма, а у нас конкурс был небольшой. Может, не самый разумный выбор учебного заведения, но зато он был сделан сердцем. И я никогда о нём не жалела. – Какая серия «Колыбельных мира» самая любимая вами и почему? – Когда родился мой сын Марк и колыбельные были актуальны в моей жизни, я познакомилась с продюсером Арсеном Готлибом, который просто спросил, какое кино я хочу делать. А я в то время мечтала снять историю по еврейской колыбельной про мальчика, который хочет стать птичкой, а мама не отпускает его, боясь, что он замёрзнет. Меня это стихотворение Ицика Мангера очень трогает, и я очень люблю песню в исполнении Ефима Чёрного. До сих пор эта серия остаётся для меня самой главной. В целом это очень странный и нестандартный сериал, где каждая серия является отдельным фильмом, с разными стилистическими решениями, которые разрабатывали разные художники. С большой благодарностью вспоминаю Готлиба, который захотел создать этот цикл как произведение искусства, у нас совпали вкусы, что принесло всем огромное удовольствие. Начинали втроём, а потом команда стала огромной. И каждая серия превращалась для нас в путешествие – нужно было узнавать традиции и культуру разных стран. Мистика и жизнь – Слышала, что с вами даже произошёл один мистический случай в процессе работы над сериалом. Расскажете? – Когда мы делали серию с индийской колыбельной, которую нам необходимо было перевести с древнего языка маратхи, со мной совершенно случайно в интернете познакомился носитель этого языка из Индии. Это случилось на следующий же день после того, как мы нашли эту колыбельную. Он очень обрадовался, узнав о нашей работе, и перевёл нам текст. Больше никогда в жизни люди из Индии мне не писали. Вот такое мистическое совпадение. Так же было и с клипом Петра Налича. Когда рисуешь или делаешь техническую работу, очень хорошо слушать музыку. «Колыбельные» мы заканчивали под Налича, много и громко его слушали и обсуждали: классные песни, вот бы здорово сделать клип! И тут он связывается с нами и предлагает сделать клип на песню «Море». Это был такой восторг! Ведь классно же, когда чего-то сильно хочешь, и вдруг оно происходит. – Вы большой экспериментатор, нередко используете нестандартные материалы в своих картинах. Эксперименты с чем запомнились больше всего? – Эвенкийская колыбельная сделана в технике кофе, плавные трансформации мелких частиц носят медитативный характер. Позже мы выпустили анимационный клип «Сапожки», где я сама исполнила народную еврейскую песню «Sapozhkeleh», которую давно знаю и люблю. «Подожди, пожалуй!» «Мне было 19 лет, я была в очередной раз до беспамятства влюблена, поэтому и стала снимать дипломный фильм «Подожди, пожалуй!» по Горькому. Это же лирическая история, всё в ней и отразилось. Был подготовительный период, я нарисовала эскизы, совершенно не такие, как у Горького в «Девушке и Смерти» – у него рассказывается, что снится Смерти, всё мрачно и ужасно, а я подумала, что мне это не очень интересно; лучше, пока она спит, посмотреть, что там происходит романтичное у влюблённых. А потом мы расстались, сердце моё было разбито, и я взяла академический отпуск, потому что чувствовала, что у меня ничего не получается. Фильм был о любви, о прекрасном состоянии, а всё рухнуло, земля ушла из-под ног и, конечно, невозможно было ничего в таком состоянии делать. И я решила: раз уж всё так плохо, надо подумать и о себе. И пошла танцевать фламенко. А это такая сила: если ты танцуешь фламенко, даже немножко, то у тебя вся жизнь меняется. Ну и всё пошло-поехало, страсти закипели, всё стало хорошо, и тогда я фильм доделала. Фламенко меня преобразило, я стала совсем другая, а потом пришла новая любовь. И кино поменялось». Из интервью «О любви и радости с Лизой Скворцовой», Культтриггер, 2017 г. И тут у нас с гитаристом Ильёй Чистяковым возникла мысль, что эту романтичную композицию нужно исполнить в стиле панк, чтобы грубой формой нейтрализовать её нежность. В период эмоционального выгорания, когда я сильно устала от педантизма своей профессии, мне хотелось какой-то грязи и мощи. Была животная потребность сделать что-то свободное, рваное, словом, похулиганить. – Именно уроки Дёжкина я взяла на вооружение. Пусть у меня учатся 15 человек, но если выйдут два, глубоко осознавших суть движения, я буду чувствовать, что продолжила его эстафету. Это моя благодарность за школу Дёжкина, потому что его уроки сделали мою жизнь, – так говорила Виолетта Колесникова, художник-мультипликатор картин «Котёнок по имени Гав», «Тайна третьей планеты», «Возвращение блудного попугая», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Бременские музыканты», «Винни-Пух», «Муха-Цокотуха», «Чиполлино», «Матч-реванш», «Шайбу! Шайбу!» Оказалось, очень приятно снимать брызги краски, лежать в траве на солнце, когда на мне отпечатывали следы обуви. Вся моя машина была забита сапогами, которые для съёмок согласились дать мне чужие люди. Друзья приезжали рано утром на железную дорогу, чтобы двигать их в кадре. Мои студенты сняли сцены, как сапоги переходят дорогу по зебре, как они взрываются. Я оторвалась, это было невероятное счастье, произошёл терапевтический эффект, и я снова полюбила свою работу. – Ваша художественная манера необычна, напоминает стиль примитивизм. Чем вы руководствовались при её выборе? – Мне нравится стиль наивного искусства, и очень вдохновляют древние иконы, которые зачастую выглядят как детский рисунок. Они очень трогательные и при этом неустаревающие. Мой стиль также вдохновлён картинами Марка Шагала и обусловлен ещё и тем, что у меня дрожат руки, я использую свою слабую сторону как сильную. – В Курске вам предстоит провести творческую встречу с учащимися художественных школ. Какой она будет? – Непредсказуемой. Я всегда жду от таких встреч кучу сюрпризов и получаю их. Запланирован просмотр мультфильмов с их последующим обсуждением. Ход беседы определит сама публика. Так что никаких штампов! Оксана САНИЦКАЯ

Мультипликатор Лиза Скворцова: «Без Дёжкина не было бы меня»
© Курская правда