Он был счастливым человеком
Его имя вписано золотыми буквами в историю российской авиации. Он жил, по сути, в режиме постоянного подвига и находил высокий смысл в таком служении своей стране.
СТРАНА ГЕРОЕВ
Судьба Василя Петровича - словно воплощение множества судеб его сверстников, того удивительного поколения первопроходцев, на долю которого выпали как тяжелейшие испытания, так и величайшие победы. В раннем детстве в начале тридцатых годов ему пришлось пережить страшный голод, он рано остался без матери. Это был тот самый голодомор, который современные политики превратили в инструмент для достижения своих гнусных целей. Но не сломался, не отчаялся - так велико тогда было народное воодушевление, стремление построить новый мир. И пошел тогда Вася Колошенко едва ли не самым сложным путем - решил стать летчиком.
Его авиационная судьба началась в Запорожском авиационном техникуме, когда парню было всего 15 лет. Здесь же, в аэроклубе, он начал летать - сначала на планерах, а потом и на самолетах. Когда началась война, Колошенко поступил в Батайскую военную школу летчиков-испытателей курсантом, по сути мальчишкой, участвовал в первых воздушных боях. А затем - эвакуация и перевод в Тамбовскую военную школу летчиков. После ее окончания Колошенко, продемонстрировавшего прекрасные знания и навыки, оставили там же инструктором. А ведь он всей душой стремился в войска. «Единственным утешением, - говорил Василий Петрович, - было то, что многие мои ученики успешно громили фашистских захватчиков».
В 1946 году летчик Колошенко демобилизовался и некоторое время работал инструктором по переподготовке истребителей. То есть, по сути, продолжал готовить асов. Но война уже кончилась, а душа требовала подвига. И Василий Петрович становится полярным летчиком. Вот здесь-то, во льдах Арктики, он первый раз и сел за штурвал вертолета.
ЧЕЛОВЕК И ВЕРТОЛЕТ
Именно Колошенко первым успешно применил вертолет в ледовой разведке - его Ми-1 располагался непосредственно на ледоколе «Ермак». Позже, уже на Ми-4, Василий Петрович работал в составе арктической научной экспедиции Академии наук СССР на станции «Северный полюс - 5» и в Антарктиде.
Позднее, в 1960 году, В.П. Колошенко перешел на работу в ОКБ Миля, где стал, по сути, главным летчиком-испытателем. При этом Миль и раньше много раз приглашал Колошенко, но Василий Петрович отказывался, считая себя недостаточно опытным для такого ответственного дела. Но в конце концов этот момент настал.
Пожалуй, сейчас особенно важно напомнить о том времени - времени романтиков и патриотов, которые были готовы на любые жертвы ради того, чтобы принести пользу стране и народу. Для Колошенко эти нравственные установки были не фигурой речи: он просто не мог жить по-другому.
Вот один реальный случай. Дизель-электроход «Лена» с антарктической экспедицией долго не отходил от калининградского пирса в ожидании вертолета, который должен был перегнать Колошенко. Но его якобы из-за нелетной погоды, а больше из-за перестраховки не выпускали на промежуточном военном аэродроме. Заканчивались благоприятные для экспедиции сроки, а без вертолета она была бесполезной. Колошенко, человек долга и чести, не мог подвести зимовщиков и потому взлетел без разрешения. Генералы-перестраховщики, посоветовавшись с кем-то наверху, отдали приказ звену истребителей сбить вертолет, ибо решили, что летчик собрался бежать на Запад. Но Василий Петрович запутал советскую систему ПВО и буквально за несколько минут до отплытия посадил вертолет на палубу «Лены», к трапу которой уже бежали пограничники и особисты. Обманув их, он сел в московский поезд и предстал пред спасительные очи Михаила Миля, который приказал ему спрятаться где-нибудь в глуши, пока все не утрясется…
А вот другой поучительный эпизод. Индия решила закупить большую партию вертолетов. Конкуренция была серьезная - американская фирма Сикорского, англичане, французы. Колошенко, штатному летчику-испытателю КБ Миля, чтобы окончательно убедить индийцев, пришлось преодолевать не только установленный для Ми-4 потолок в 5,5 км и летать c кислородной маской в Гималаях на высоте 8 км, но и зависть коллег к успеху, заскорузлый бюрократизм наших чиновников, а также нарушать нежизнеспособные инструкции по применению вертолета. Машина Колошенко совершила тогда 185 вылетов: кроме демонстрационных полетов днем и ночью на пределе возможностей вертолета и экипажа винтокрылая машина доставляла грузы и людей в самые труднодоступные районы, вывозила больных с высокогорья на равнину.
Демонстрационные полеты проходили при максимальных нагрузках на технику и летчиков. Французские летчики-испытатели отказались от продолжения борьбы, английский вертолет потерпел катастрофу, и его экипаж погиб. Американцы ради получения большого контракта на закупку вертолетов вели игру без правил и доходили до прямых диверсий, включая заправку нашего вертолета недоброкачественным топливом и маслами для двигателя. И все же мы победили. Колошенко и его экипаж доказали превосходство нашей техники, а страна стала основным поставщиком вертолетов в Индию.
За 20 лет работы в ОКБ Миля Василий Петрович участвовал в испытаниях всех вертолетов этой конструкции. Став, по оценке самого Михаила Леонтьевича, лучшим летчиком вертолетной авиации, он дал путевку в голубую высь уникальным образцам отечественных винтокрылых машин, испытал их на предельных режимах, установил на Ми-6, Ми-8, Ми-10К и В-12 пятнадцать мировых рекордов. А по-настоящему победными для него стали испытания вертолета-гиганта Ми-12. На нем в 1969 году летчик-испытатель установил восемь мировых рекордов по грузоподъемности и скорости вертолетов, до сих пор они еще не перекрыты!
В конце восьмидесятых годов Василий Петрович мечтал облететь на вертолете вокруг света. Но началась пресловутая перестройка, перечеркнувшая все планы.
Выйдя на пенсию, Василий Петрович оказался еще и незаурядным мастером слова. Из-под его пера вышло четыре тома «Ангела-спасителя» - биографического повествования о становлении винтокрылой авиации в нашей стране. Его воспоминания захватывают читателя своей искренностью, в них есть и острейшие сюжеты, и драматизм испытательных полетов, и обостренное чувство справедливости, и вера в великое будущее нашей страны - все, чем была так богато насыщена жизнь этого замечательного человека. Последняя книга выдающегося вертолетчика называется «Винтокрылая моя судьба», в емком названии которой - признание автора в любви к небу, авиации и, конечно же, к вертолету…
Он не дожил до своего 100-летнего юбилея несколько лет, при этом до конца дней оставался огромным жизнелюбом и романтиком в лучшем понимании этого слова, одинаково влюбленным в небо и землю. Василий Петрович был удивительно скромным человеком. Свои высокие награды он надевал только 9 Мая и в День авиации. Обладал удивительной притягательностью, чуткостью и задушевностью, и в то же время у него были непоколебимая воля и обостренное чувство чести и справедливости. Его прирожденная сметливость и энциклопедические знания всегда вызывали глубокое уважение.
Для многих, кто знал Василия Петровича, он был примером целеустремленности и жизнелюбия. Огромная щедрость его души была способна раздвигать горизонты жизни. А его лучезарная улыбка согревала целый мир…
Вот что написал Колошенко в своей книге, обращаясь к читателям: «Хочется верить, что проснется былинная сила российского народа, подарившего человечеству выдающихся покорителей Пятого океана. Я верю, что идут новые поколения молодых и сильных, умных и талантливых людей, верующих в чистоту человеческих отношений, любящих свою родину и безграничную высоту нашего неба. Не забывайте, храните в памяти подвиги российских авиаконструкторов и летчиков. Дерзайте, и ваш труд оценят люди, оценит страна!»
Василий Петрович Колошенко стал прототипом главного героя художественного фильма 1974 года «Если хочешь быть счастливым». Эту роль исполнил Николай Губенко. Фильм основан на реальных событиях, речь идет об испытаниях вертолета Ми-4 и спасательной операции в Индии в 1960 году.
Павел Савельев.
Фото: личный архив
семьи В. Колошенко