Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Он был счастливым человеком

Его имя вписано золотыми буквами в историю российской авиации. Он жил, по сути, в режиме постоянного подвига и находил высокий смысл в таком служении своей стране.

Он был счастливым человеком
Фото: Мир новостейМир новостей

Видео дня

СТРАНА ГЕРОЕВ

Судьба Василя Петровича - словно воплощение множества судеб его сверстников, того удивительного поколения первопроходцев, на долю которого выпали как тяжелейшие испытания, так и величайшие победы. В раннем детстве в начале тридцатых годов ему пришлось пережить страшный голод, он рано остался без матери. Это был тот самый голодомор, который современные политики превратили в инструмент для достижения своих гнусных целей. Но не сломался, не отчаялся - так велико тогда было народное воодушевление, стремление построить новый мир. И пошел тогда Вася Колошенко едва ли не самым сложным путем - решил стать летчиком.

Его авиационная судьба началась в Запорожском авиационном техникуме, когда парню было всего 15 лет. Здесь же, в аэроклубе, он начал летать - сначала на планерах, а потом и на самолетах. Когда началась война, Колошенко поступил в Батайскую военную школу летчиков-испытателей курсантом, по сути мальчишкой, участвовал в первых воздушных боях. А затем - эвакуация и перевод в Тамбовскую военную школу летчиков. После ее окончания Колошенко, продемонстрировавшего прекрасные знания и навыки, оставили там же инструктором. А ведь он всей душой стремился в войска. «Единственным утешением, - говорил Василий Петрович, - было то, что многие мои ученики успешно громили фашистских захватчиков».

В 1946 году летчик Колошенко демобилизовался и некоторое время работал инструктором по переподготовке истребителей. То есть, по сути, продолжал готовить асов. Но война уже кончилась, а душа требовала подвига. И Василий Петрович становится полярным летчиком. Вот здесь-то, во льдах Арктики, он первый раз и сел за штурвал вертолета.

ЧЕЛОВЕК И ВЕРТОЛЕТ

Именно Колошенко первым успешно применил вертолет в ледовой разведке - его Ми-1 располагался непосредственно на ледоколе «Ермак». Позже, уже на Ми-4, Василий Петрович работал в составе арктической научной экспедиции Академии наук СССР на станции «Северный полюс - 5» и в Антарктиде.

Позднее, в 1960 году, В.П. Колошенко перешел на работу в ОКБ Миля, где стал, по сути, главным летчиком-испытателем. При этом Миль и раньше много раз приглашал Колошенко, но Василий Петрович отказывался, считая себя недостаточно опытным для такого ответственного дела. Но в конце концов этот момент настал.

Пожалуй, сейчас особенно важно напомнить о том времени - времени романтиков и патриотов, которые были готовы на любые жертвы ради того, чтобы принести пользу стране и народу. Для Колошенко эти нравственные установки были не фигурой речи: он просто не мог жить по-другому.

Вот один реальный случай. Дизель-электроход «Лена» с антарктической экспедицией долго не отходил от калининградского пирса в ожидании вертолета, который должен был перегнать Колошенко. Но его якобы из-за нелетной погоды, а больше из-за перестраховки не выпускали на промежуточном военном аэродроме. Заканчивались благоприятные для экспедиции сроки, а без вертолета она была бесполезной. Колошенко, человек долга и чести, не мог подвести зимовщиков и потому взлетел без разрешения. Генералы-перестраховщики, посоветовавшись с кем-то наверху, отдали приказ звену истребителей сбить вертолет, ибо решили, что летчик собрался бежать на Запад. Но Василий Петрович запутал советскую систему ПВО и буквально за несколько минут до отплытия посадил вертолет на палубу «Лены», к трапу которой уже бежали пограничники и особисты. Обманув их, он сел в московский поезд и предстал пред спасительные очи Михаила Миля, который приказал ему спрятаться где-нибудь в глуши, пока все не утрясется…

А вот другой поучительный эпизод. Индия решила закупить большую партию вертолетов. Конкуренция была серьезная - американская фирма Сикорского, англичане, французы. Колошенко, штатному летчику-испытателю КБ Миля, чтобы окончательно убедить индийцев, пришлось преодолевать не только установленный для Ми-4 потолок в 5,5 км и летать c кислородной маской в Гималаях на высоте 8 км, но и зависть коллег к успеху, заскорузлый бюрократизм наших чиновников, а также нарушать нежизнеспособные инструкции по применению вертолета. Машина Колошенко совершила тогда 185 вылетов: кроме демонстрационных полетов днем и ночью на пределе возможностей вертолета и экипажа винтокрылая машина доставляла грузы и людей в самые труднодоступные районы, вывозила больных с высокогорья на равнину.

Демонстрационные полеты проходили при максимальных нагрузках на технику и летчиков. Французские летчики-испытатели отказались от продолжения борьбы, английский вертолет потерпел катастрофу, и его экипаж погиб. Американцы ради получения большого контракта на закупку вертолетов вели игру без правил и доходили до прямых диверсий, включая заправку нашего вертолета недоброкачественным топливом и маслами для двигателя. И все же мы победили. Колошенко и его экипаж доказали превосходство нашей техники, а страна стала основным поставщиком вертолетов в Индию.

За 20 лет работы в ОКБ Миля Василий Петрович участвовал в испытаниях всех вертолетов этой конструкции. Став, по оценке самого Михаила Леонтьевича, лучшим летчиком вертолетной авиации, он дал путевку в голубую высь уникальным образцам отечественных винтокрылых машин, испытал их на предельных режимах, установил на Ми-6, Ми-8, Ми-10К и В-12 пятнадцать мировых рекордов. А по-настоящему победными для него стали испытания вертолета-гиганта Ми-12. На нем в 1969 году летчик-испытатель установил восемь мировых рекордов по грузоподъемности и скорости вертолетов, до сих пор они еще не перекрыты!

В конце восьмидесятых годов Василий Петрович мечтал облететь на вертолете вокруг света. Но началась пресловутая перестройка, перечеркнувшая все планы.

Выйдя на пенсию, Василий Петрович оказался еще и незаурядным мастером слова. Из-под его пера вышло четыре тома «Ангела-спасителя» - биографического повествования о становлении винтокрылой авиации в нашей стране. Его воспоминания захватывают читателя своей искренностью, в них есть и острейшие сюжеты, и драматизм испытательных полетов, и обостренное чувство справедливости, и вера в великое будущее нашей страны - все, чем была так богато насыщена жизнь этого замечательного человека. Последняя книга выдающегося вертолетчика называется «Винтокрылая моя судьба», в емком названии которой - признание автора в любви к небу, авиации и, конечно же, к вертолету…

Он не дожил до своего 100-летнего юбилея несколько лет, при этом до конца дней оставался огромным жизнелюбом и романтиком в лучшем понимании этого слова, одинаково влюбленным в небо и землю. Василий Петрович был удивительно скромным человеком. Свои высокие награды он надевал только 9 Мая и в День авиации. Обладал удивительной притягательностью, чуткостью и задушевностью, и в то же время у него были непоколебимая воля и обостренное чувство чести и справедливости. Его прирожденная сметливость и энциклопедические знания всегда вызывали глубокое уважение.

Для многих, кто знал Василия Петровича, он был примером целеустремленности и жизнелюбия. Огромная щедрость его души была способна раздвигать горизонты жизни. А его лучезарная улыбка согревала целый мир…

Вот что написал Колошенко в своей книге, обращаясь к читателям: «Хочется верить, что проснется былинная сила российского народа, подарившего человечеству выдающихся покорителей Пятого океана. Я верю, что идут новые поколения молодых и сильных, умных и талантливых людей, верующих в чистоту человеческих отношений, любящих свою родину и безграничную высоту нашего неба. Не забывайте, храните в памяти подвиги российских авиаконструкторов и летчиков. Дерзайте, и ваш труд оценят люди, оценит страна!»

Василий Петрович Колошенко стал прототипом главного героя художественного фильма 1974 года «Если хочешь быть счастливым». Эту роль исполнил . Фильм основан на реальных событиях, речь идет об испытаниях вертолета Ми-4 и спасательной операции в Индии в 1960 году.

Фото: личный архив

семьи В. Колошенко