Нехорошая картина: проклятие полотен Репина – мистика или вымысел?
В Третьяковскую галерею после реставрации вернулся шедевр Репина. Тот, что был покалечен четыре года назад. О судьбе картины узнал обозреватель «МИР 24» Глеб Стерхов.
Роковое полотно о царе и сыне его, им же убиенном, отреставрировали. Не прошло и четыре года. Если быть точным – 48 месяцев и 28 дней. Реставраторы трудились без отдыха. Виновник их кропотливой работы уже давно на свободе – 2,5 года в колонии отбыл по статье за повреждение объекта культурного наследия. 37-летний Игорь Подпорин стал известен после того, как приехал из Воронежской области в Москву. И картина Репина на него как-то «странно подействовала», когда увидел ее вживую в зале Третьяковской галереи.
«Он неожиданно повернулся и с невероятной скоростью бросился обратно в этот зал», – рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел в буфет, выпил сто граммов водки и что-то. Водку не пью, вот и накрыло», – говорил на допросе Подпорин.
«Накрыло», «бес попутал», «крышу снесло» – он эти фигуры речи во время всего следствия так и повторял. А еще утверждал, будто чувствует, что Иван Грозный сына не убивал, картина лжет. Стекло Подпорин разбил стойкой ограждения, которое было выставлено вокруг картины. Ей же порвал полотно в трех местах. Судебная экспертиза признала вандала вменяемым.
Не то, что его предшественника. В 1913 году иконописец и старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» бросился на картину с ножом и успел распороть полотно в нескольких местах. Его признали душевнобольным и отправили в психбольницу. Хранитель галереи Георгий Хруслов с горя бросился под поезд, а сам автор Илья Репин впал в депрессию.
«Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине. И я опять работал над ней», – говорится в воспоминаниях художника.
По сей день экстрасенсы, парапсихологи и прочие видят в этом произведении «ужас-ужас». Не иначе.
«Это картина смерти. Эта картина несет энергетику смерти. От двоих людей – отца и сына, которые оказались в такой кармической ситуации», – отметила парапсихолог Елена Парецкая.
У искусствоведов свое объяснение. «Я бы сравнил некоторые произведения с минами замедленного действия. Эта мина взорвется, когда? Вот в чем вопрос. И вопрос этот мы, конечно же, адресуем и художнику, и психиатру, и психологу, историку, социологу, кому угодно», – сказал искусствовед Андрей Ломоносов.
А вот версия психиатров: детонатор той самой мины находится в голове зрителя, в его собственной психике. Они даже группу риска вывели – люди, которым картины с дурной славой точно неполезны.
«Это человек, склонный к импульсивности, человек с нестабильной нервной системой, человек с трудом контролирующий свои действия. Это человек, который не сомневается в своих мыслях, особенно с точки зрения понимания виновности в тех или иных событиях, тех или иных людей. Все произведения искусства настроены на то, чтобы вызывать соответствующий эмоциональный отклик у человека», – сказал психиатр, психолог Александр Федорович.
И чем гениальнее мастер, тем сильнее будет отклик. Так и появились страшные глаза Ивана Грозного. Радужки глаз веками не прикрыты, видны целиком – один из признаков состояния аффекта. Неестественная, изломанная поза царевича. Напряженная рука отца, зажимающая рану. Темный фон и, конечно, обилие крови. Детально, с бликами и каплями прописанной. И чтобы понять, как это работает лучше, как говорится, один раз увидеть.
«Вот, посмотрите, перед вами очень позитивные персонажи – Белоснежка и гном. Все этот образ знают и любят. И какие я могу использовать приемы, чтобы этот образ совершенно по-другому звучал?», – поделилась художник, педагог Юлия Алехина-Рагинская.
Репин над своим «убийственным» шедевром два года трудился. Здесь для примера всего лишь полчаса работы профессионала в ускоренной съемке.
«Никакой мистики, всего несколько приемов, грубых мазков. Совершенно противоположный эффект, за счет цвета и разных технических моментов», – добавила художник.
«Технические моменты» от гения действуют порой фатально. Натурщик Григорий Мясоедов, с которого написан царь Иван Грозный, после этого сам чуть не убил сына в порыве ярости. Писатель Всеволод Гаршин, это его лицо у царевича, сошел с ума и покончил с собой.
А отреставрированная и обновленная картина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее провисела всего несколько часов. После чего ее сняли и опять увезли в мастерскую. Зритель не увидит ее до тех пор, пока не изготовят и для этого шедевра бронированное пуленепробиваемое стекло. Оно точно гарантированно защитит от чересчур впечатлительных ценителей искусства.