В Курске показали «Старшего сына»
Двое подгулявших молодых людей: студент-медик Бусыгин и его приятель – лучше «знающий жизнь» и более циничный торговый агент Семён по прозвищу Сильва – опоздали на последнюю электричку и ищут, куда бы приткнуться на ночь. Подслушав чужой разговор и проникнув в местные семейные тайны, они решают переночевать в доме немолодого музыканта Сарафанова, отца двух своенравных, взрослеющих детей. Куда приводит обман Александр Вампилов написал пьесу «Старший сын» в 1967 году. Премьера состоялась 18 ноября в 1969 году в Иркутском драматическом театре. В создании спектакля участвовал и сам драматург. А в 1976 году на телеэкранах демонстрировался двухсерийный фильм, вошедший в сокровищницу советского кинематографа. Главные роли сыграли Евгений Леонов, Михаил Боярский, Николай Караченцов. «Старший сын» и в наше время не теряет актуальности, что доказала постановка, которую осуществил на курской сцене московский режиссёр Вячеслав Сорокин. Премьеру о «честном лжеце» куряне встретили овациями, хотя она и отличалась от традиционной трактовки образов. Семёна Севостьянова по прозвищу Сильва сыграл Сергей Тоичкин (во втором составе – Сергей Малихов). Актёр признался, что долго «искал» характер своего героя. Например, Сильва Тоичкина слегка завидует Бусыгину. – Конечно, главные герои – немного авантюристы, – считает Сергей Тоичкин. – Как и все в молодости. В студенческие годы мы тоже попадали в ситуации, когда не знали, чем всё закончится. А что если Сильва пришёл бы и сказал: «Я ваш родной сын». Может быть, он изменился бы? И это был бы уже не шалопай и циник. Мне грустно, когда в финале Бусыгин остаётся, а мой герой уходит. А ведь, наверное, и ему хотелось бы остаться в этой семье. Нового, непривычного Сарафанова удалось создать и Сергею Пилипенко (во втором составе – Виктор Зорькин) Его герой – ранимый, честный, талантливый. Обмануть его – всё равно что обидеть ребёнка. В роли Бусыгина – Дмитрий Баркалов (второй состав – Михаил Тюленёв). Бусыгин – смешной, добрый и, несмотря ни на что, честный. Он горько сожалеет о своём обмане и, раскаявшись, в финале плачет. Сам Вампилов не видел героя плачущим, но режиссёр подчёркивает, как Владимир изменился, став сыном Сарафанова, пусть даже вымышленным. – Думаю, взрослые могут вспомнить проблемы отцов и детей своей молодости, – говорит актёр Дмитрий Баркалов. – А молодёжь увидит себя со стороны. Образ красавицы Нины великолепно воплотила Елена Цымбал (во втором составе – Дарья Ковалёва). Актрисе удалось передать чувства своей героини, попавшей в сложную ситуацию. Боясь себе в этом признаться, девушка понимает, что влюбилась в того, кого считает братом. Настроение и чувство героев передаёт музыка. Главный герой – Андрей Григорьевич Сарафанов – музыкант-кларнетист, и лейтмотивом спектакля стала тема кларнета. Музыкальное оформление спектакля создал Павел Горбунов. – Мы долго думали о том, какая это будет музыка, – говорит Павел Николаевич. – В личной фонотеке нашли подходящую запись, но, к сожалению, она оказалась не очень качественной. С артистом симфонического оркестра Курской государственной филармонии Петром Зыбуновым мы записали основной лейтмотив и ещё несколько музыкальных моментов. Не разминуться с родственной душой Спектакль ориентирован на все возрастные категории, ведь на сцене затрагиваются вечные темы – дружбы, предательства, одиночества и, конечно, любви. Режиссёр и актёры считают, что спектакль будет интересен и детям, и взрослым, ведь каждый человек хочет быть любимым независимо от возраста. На курской сцене Вячеслав Сорокин поставил уже несколько спектаклей. Среди них – «Гамлет», «Чайка», «Женитьба Фигаро», «Саня, Ваня, с ними Римас». – Курск стал для меня почти родным, – признаётся Вячеслав Сорокин. – Труппа Курского драматического театра – одна из лучших. Мы понимает с актёрами друг друга с полуслова. Творческий процесс – от первой читки до премьерного показа – всегда проходит как мгновение. Работаем на одном дыхании. Актёры и режиссёр единодушны: пьеса Вампилов – комедия с элементами трагедии, а может быть, наоборот. И трудно понять, где заканчивается смех и начинаются слезы. Она вновь убеждает нас в том, что духовная связь часто оказывается выше кровного родства. А ещё о том, как красив человек с благородным сердцем. И рядом с ним нельзя не стать лучше. – Вячеслав Николаевич, вы начинали свою творческую деятельность как актёр, а кого бы вы сами хотели сыграть – Сильву или Бусыгина? – Сейчас мне ближе образ Сарафанова. А в юности – наверное, Сильву. Я всегда уходил от правильных персонажей! – Говорят, что нельзя начинать с вранья. Но в спектакле в основе сюжета именно обман. – Главное – признаться, что ты неправ, – считает Вячеслав Сорокин. – Нам всегда очень трудно это сделать. Пьеса о том, как стать человеком, как прожить достойно, как не разминуться с родственной душой. Елена ГАМОВА Фото Александра Малахова