Наталья Варлей: «На «Мосфильме» я обрела прекрасных друзей»
Фото: Игорь Харитонов
Актриса рассказала нашему корреспонденту о том, как она попала на знаменитую на весь мир киностудию «Мосфильм» в Раменках – именно там были сняты сделавшие её известной фильмы «Кавказская пленница», «Вий» и «Золото».
ЛЕОНИД ГАЙДАЙ ПОКАЗАЛСЯ МРАЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
– У знаменитого клоуна-мима Леонида Енгибарова, с которым мы вместе работали в цирке, была трепетная мечта – сниматься в кино. Но как-то не сложилось. Когда я приехала на гастроли в Одессу, Лёня работал в той цирковой программе ковёрным клоуном. Он всегда брал в свои сценки девушку из программы, чтобы она подыгрывала. Поэтому я, помимо своего воздушного номера, выходила ещё и в его репризе. На одно из представлений Лёня пригласил режиссёра Юнгвальд-Хилькевича, который снимет потом фильмы «Три мушкетёра», «Туфельки с золотыми пряжками», «Ах, водевиль, водевиль» и другие. Юра (при жизни все так звали Георгия Юнгвальд-Хилькевича. – Ред.) пришёл, увидел меня и решил, что я должна сниматься в его картине. Более того – потом ему в голову пришла совершенно шальная мысль, что я должна была играть в его фильме главную роль, хотя её уже играла эстонская актриса. Но Юре не очень она нравилась. Героиня фильма – 24-летняя аспирантка. Мне было 18. Выглядела я на 14. Когда из меня стали делать 24-летнюю, группа пригорюнилась. Чем больше на меня надевали взрослой одежды, чем больше начёсывали волосы, накладывали макияж, тем моложе я становилась. В общем, пробы даже не стали отсылать в Москву. Но в жизни нет ничего случайного. В это время в Одессе была ассистентка по актёрам «Мосфильма» Татьяна Михайловна Семёнова. Леонид Гайдай в то время искал героиню для фильма «Кавказская пленница». Семёнова увидела муки съёмочной группы в павильоне, посмотрела на меня опытным глазом, записала все мои координаты и уехала. Когда я вернулась из Одессы в Москву, меня уже ждала телеграмма – приглашение на «Мосфильм» для знакомства с режиссёром Гайдаем. Я приехала и познакомилась с очень мрачным человеком, который дал мне текст и сказал: «Читай...»
Леонид Гайдай. Фото: Н.В. Гнисюк/Главархив Москвы.
В РОЛИ ДЕРЕВЯННОГО САПОГА
– Обрадовалась ли я, когда меня утвердили на роль Нины в «Кавказской пленнице»? Совершенно нет. Вообще, я от природы человек очень зажатый, застенчивый. Я должна очень поверить в себя, чтобы что-то сделать нормально. И вот я вдруг оказываюсь среди прекрасных артистов: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Владимир Этуш… И думаю: ну всё, я испорчу им фильм от зажима. Я смотрела, как шутят и импровизируют эти артисты, и понимала: я-то так не могу.
Наталья Варлей во время съемок фильма «Кавказская пленница». Фото: В. Созинов/Главархив Москвы.
К счастью, они были не только прекрасные артисты, но и прекрасные друзья. Мы собирались на «Мосфильме» и репетировали. Когда мы поехали в экспедицию в Крым, собирались в номере у Гайдая и репетировали. В итоге наступил момент, когда я даже начала предлагать свои трюки, свои шутки, а до этого я чувствовала себя деревянным сапогом.
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Л. Гайдай. 1966 год
МЕШКИ ПИСЕМ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ
– После съёмок я стала возвращаться в цирковую форму. И тут меня пригласила та же самая ассистент по актёрам «Мосфильма» Татьяна Михайловна Семёнова на съёмки ещё одной легендарной картины – «Вий». Эту роль уже играла актриса Александра Завьялова, но что-то не сложилось. Так я и начала сниматься в «Вие». И картина тоже неожиданно стала популярной. Мешками шли письма от зрителей, из мест заключения, из воинских частей. Женихи приезжали и стояли у подъезда. Даже был период, когда рядом с подъездом стоял милицейский пост (смеётся).
В СЕМЬЕ ФРОНТОВИКА
– После «Вия» я вдруг поняла, что мне интересна актёрская профессия. Поступила в Театральное училище имени Б. В. Щукина. На курсе со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырёв, много замечательных, талантливых ребят. В конце третьего курса, в качестве поощрения за отличную учёбу, руководитель нашего курса Юрий Васильевич Катин-Ярцев договорился с ректором Борисом Евгеньевичем Захавой, чтобы меня отпустили на «Мосфильм» сняться в роли Муси Волковой в фильме «Золото» по роману Бориса Николаевича Полевого. «Золото» стал одним из лучших фильмов о войне. Эта тема очень мне близка – это связано с биографией моего отца. И Новороссийск, где, кстати, недавно прошёл Второй Открытый фестиваль патриотического кино «Малая земля», особенное для меня место. Мой отец был курсантом первого набора Севастопольского черноморского высшего военно-морского училища, в 1941 году его окончил, стал командиром морского катера и сразу пошёл в бой. В семье фронтовиков редко говорят о войне. Когда отца не стало, я маме сказала: «Уже некого поздравлять с Днём Победы». Она так обиделась: «А меня? Мы поехали в эвакуацию в Свердловскую область. И я там работала на оборонном заводе». Поэтому до конца маминых дней я поздравляла её с Днём Победы. Этот день святой для меня и моей семьи.