История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры
Киноиндустрию Индии неспроста называют Болливудом – термин родился из сложения слов «Голливуд» и «Бомбей» (ныне Мумбаи). Однако это лишь стереотип, что индийское кино снимают исключительно в столице. На самом же деле в Мумбаи ежегодно появляются на свет лишь 20% всех индийских фильмов, еще 80% производят в других 16 регионах страны, в которых снимают фильмы более чем на 20 языках мира. Еще один распространенный миф об индийском кинематографе: в каждом фильме присутствуют песни и танцы, однако это далеко не так. Чтобы лучше разобраться в особенностях киноиндустрии Индии, Mir24.tv выяснил, как зародился и развивался Болливуд, а также чем он живет в наше время.
Смотрите культовый индийский фильм «Зита и Гита» в пятницу, 10 июня, в 21:55 и в субботу, 11 июня, в 22:15 на телеканале «МИР».
Любовь к кино – это буквально национальная черта индийцев, передаваемая из поколения в поколение. И это тоже неспроста, ведь именно в Мумбаи в 1896 году братья Люмьер сняли и показали свои первые фильмы. Через три года «неподвижный фотограф» Харишчандра Сакхарам заказал из Англии камеру и снял на нее фильм «Борцы». Картина была незамысловатой – в висящих садах Мумбаи режиссер заснял поединок, – но именно ее стали считать первой «движущейся» кинокартиной в Индии.
Однако официальное летоисчисление индийский кинематограф ведет с 1913 года, когда на широкие экраны вышел первый полнометражный художественный фильм «Раджа Харисчандра». Соответственно, режиссера этого фильма, Дадасахеда Фалке, прозвали отцом индийского кинематографа. Картину в 1914 году показали в Лондоне. Как раз тогда индийский фильм впервые в своей истории имел огромный коммерческий успех. За следующие пять лет Фалке снял еще 23 картины. Несмотря на такую интенсивность кинопроизводства, шло оно все же не так быстро, как в Голливуде. Лишь в 1920-ые стали появляться новые кинопроизводства. Здесь стоит отметить, что режиссерам типа Фалке (а еще Пейнтеру и Шантараму) в те годы приходилось работать в тяжелых условиях: в начале прошлого века Индия жила под британским флагом, поэтому туманный Альбион был главным цензором кинематографистов. Кроме того, в Лондоне индийцам приходилось конкурировать с английскими, французскими и американскими картинами.
Тогда индийские режиссеры разделились на два лагеря – малая часть все-таки пыталась противостоять суровому британскому строю и снимала реалистичные картины о настоящей жизни своей родины, эти же режиссеры старались использовать иносказательные приемы кинематографа и приблизиться к настоящему искусству.
Другие же режиссеры нашли компромисс с властью – они снимали бездумные праздные ленты с незатейливым сюжетом и яркими декорациями. Не трудно догадаться, что современный кинематограф Индии и по сей день перенасыщен фильмами этого типа. В 20-е годы экраны были переполнены лентами, основанными на исторических и мифологических событиях, однако зрители больше всего полюбили боевики.
Конечно, почти 20 лет в Индии снимали исключительно немые фильмы. Первая кинокартина со звуковой дорожкой вышла на экраны в 1931 году. Тогда жителям Бомбея представили фильм «Алам Ара». Именно эта лента заложила традицию сопровождать сюжет песнями, и снова к индийцам пришел успех – тогда-то в кинематографе Индии наступила новая эпоха. Теперь киноплощадки стремились увеличить количество производимых индийских фильмов. Только за 1931 год было снято 328 кинокартин, это втрое больше, чем в 1927 году. С каждым годом обороты растут, растет и число зрителей и кинозалов. Актеры индийских фильмов становятся узнаваемыми звездами.
В 40-ые годы на развитие отечественного кинематографа в Индии очевидно повлияли национально-освободительные движения. И несмотря на то, что во время Второй мировой войны кинематограф практически никак не развивался, в 1944 году на экраны вышел фильм «Братья». Это была первая кинокартина, в которой была предпринята попытка показать противостояние рабочих с капиталистами. Теперь главными персонажами фильмов становятся герои освободительной борьбы в Китае и крестьяне. Режиссеры в своих произведениях все чаще обращаются к проблемам обездоленных и открыто говорят об острых социальных противоречиях. Благодаря фильмам «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955) актер и режиссер Радж Капур стал невероятно популярным в Советском Союзе. А песни из этих фильмов напевали в каждом столичном дворе. Именно с тех пор любовь к индийским фильмам укоренилась в сердцах наших соотечественников.
Что примечательно: в самой Индии фанатами отечественного кинопроизводства были в основном неграмотные люди. Тогда в стране их было порядка 70% населения. Язык кино был для них максимально понятен и универсален. Доступный, простой в восприятии фильм не мог не полюбиться простому человеку.
Считается, что после войны кинематограф Индии стал именно таким, каким мы его знаем сегодня. В то же время создатели кинолент поняли, какое влияние оказывают их произведения на огромные массы населения и стали транслировать через них определенные ценности. Например, осуждали проституцию и полигамию (а они были распространены в Индии тех лет).
Что касается творческой стороны вопроса, вся киноиндустрия Индии была подчинена частному сектору. Поэтому индийцы решились на гибридные проекты и фильмы-близнецы: художники должны были поставить, например, приключенческий фильм с элементами мелодрамы, комедийный мюзикл или боевик-драму.
С тех пор мифологические и исторические сюжеты в кинематографе отошли на второй план. Теперь в центре внимания всегда находился простой человек с понятными всем проблемами. Зачастую в фильмах рассказывали о судьбе героев, представителей низшего класса, об их ежедневных страданиях и мечтах. Именно середина XX века считается «золотой» эпохой индийского кинематографа – было отснято множество бессмертных хитов, которые сделали снимавшихся в них актеров мировыми знаменитостями, а затем и богачами.
Примечательно, что сейчас режиссеры индийских фильмов продолжают делиться на два лагеря, с тем лишь отличием, что за Бомбеем и Мадрасом теперь уже плотно закрепилось звание столиц именно развлекательного кино. Есть и глубокие, серьезны работы – их чаще всего снимают в других регионах Индии. Некоторые режиссеры продолжают традиции социального кино: теперь в центре внимания экономическое неравенство, нищета, терроризм, дискриминация женщин, безработица среди молодежи, кастовые и религиозные предрассудки.
В 70-ые и 80-ые годы пришла новая волна кинематографистов: молодые смелые режиссеры создавали профессиональное авторское кино. Их даже поддержал Индира Ганди, прогрессивных талантливых творцов поощряло правительство. Так в Индии появилась Национальная корпорация развития кино. А кадры для национального кино готовил киноинститут в Пуне.
Примечательно, что индийские кинематографисты плодотворно сотрудничали с коллегами из других стран. Например, в творческом союзе Индии и СССР появились на свет популярные картины «Хождение за три моря» (1957), «Черная гора» (1972), «Рикки-Тикки-Тави» и «Восход над Гангом» (1976), «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» (1979).
Сегодня индийские кинематографисты вынуждены конкурировать с американскими блокбастерами, французскими драмами и многими другими зарубежными киноновинками. Режиссеры, создающие серьезные авторские фильмы, сегодня безуспешно пытаются попасть в прокат. Национальная корпорация развития прекратила свое существование, отечественные кинематографисты больше не получают поддержку государства, а выживают лишь за счет случайных контрактов.
Тем не менее некоторые индийские фильмы все-таки пробиваются на большие экраны за пределами своей родины. Эксперты отмечают, что современные ленты не лишены национальной уникальности – они все так же красивы, многоцветны, музыкальны и лиричны.