Войти в почту

Когда звучит сама душа: инструмент, который объединил музыкантов из регионов

В столице прошел Межрегиональный фестиваль национальных инструментов, «Волшебное дыхание музыки», который на этот раз был посвящен одному из самых необычных этнических инструментов — варгану.

Когда звучит сама душа: инструмент, который объединил музыкантов из регионов
© Вечерняя Москва

По традиции фестиваль собрал участников из разных регионов России: Якутии, Алтая, Тывы и Башкортостана, которые продемонстрировали свое мастерство игры на варгане и верность национальным традициям.

К слову, каждый народ дал варгану свое название. Так, в Якутии этот древний щипковый инструмент известен как хомус, на Алтае — комус, в Туркмении — гопуз, в Башкирии — кубыз, а на Сицилии его называют челюстной арфой.

Ляйсан Юлбирдина представляла на фестивале Башкирию.

— Я играю уже восемь лет и все равно сегодня волнуюсь, — призналась участница. — С помощью волшебных звуков кубыза я рассказываю историю своего народа, которая неразрывно связана с коневодством, поэтому в моей музыке слышатся и топот лошадиных копыт, и шум степного ветра.

Волнение конкурсантов понятно, ведь их мастерство оценивали виртуозы варганного искусства, среди которых якутская хомусистка Олена Уутай, покорившая зрителей и жюри разных международных конкурсов, в том числе известного британского телешоу Britain’s Got Talent.

— Игра на варгане — это полная импровизация, человек берет инструмент, прикладывает его к губам, и начинается магия, — поделилась Олена Уутай. — В основе игры на инструменте лежат звукоимитация и разговор с природой.

Как рассказала Олена, сыграть два раза одно и то же на варгане практически невозможно.

— Этому есть простое объяснение. Варганную музыку невозможно переложить на ноты, — поясняет она. — Такие попытки были. Проводился международный эксперимент, в котором я участвовала. Ученые из Италии пытались записать ноты, громкость, но ничего не получилось. Потому что игра на варгане — это живой процесс, его невозможно запечатлеть и тем более вогнать в какие-то рамки. Эта музыка рождается где-то в душе и сразу же воспроизводится. Исполнитель в этот момент как художник, только свою картину он рисует мысленно и тут же передает ее через музыку своим слушателям.

На мастер-классе, который прошел в рамках фестиваля, Олена поделилась своим главным музыкальным секретом.

— Если ты сам внутри себя не видишь и не веришь в то, что ты делаешь, то люди будут слышать просто шум, а не музыку, — говорит она.

Сама она не расстается с этим инструментом уже более 30 лет, но до сих пор обнаруживает во время игры ранее неизвестные ей звуки.

— Как говорят в Якутии, этот путь бесконечен, и всю жизнь хомусист постигает секреты, раскрывает новые грани звучания и продолжает учиться, — отметила звезда этнической музыки.

Кстати, варган считается самым древним музыкальным инструментом в мире, и, несмотря на многовековую историю, его мистическая музыка по-прежнему продолжает жить, развиваться и обретать новых поклонников.

На чем еще научат играть в столице?

Домбра — казахский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего две струны. В первое воскресенье июля в Казахстане отмечается День домбры.Трещотка — исконно русский музыкальный инструмент, который относится к виду ударных. Несмотря на внешнюю простоту, научиться правильно играть на нем не так-то легко.Курай — духовой музыкальный инструмент с многогранным звуком. Играют на нем в Татарстане и Башкирии, чаще используя для соло.Дудук — духовой музыкальный инструмент Армении, выполненный из абрикосового дерева. Он обладает мягким, певучим и, как признаются нередко слушатели, чарующим звучанием.

КСТАТИ

Упоминание варгана встречается в народных сказках, песнях. Не стали исключением и классические произведения. Многие авторы посвятили строки этому музыкальному инструменту и его необычному звучанию, в том числе Владимир Даль, Алексей Писемский, Николай Некрасов. И, как утверждают историки, им неплохо владел Петр Первый.