Войти в почту

В Самарском театре оперы и балета готовятся к премьере "Дон Кихота Ламанчского"

Росинант и Серый В новой постановке воссоздается балет Мариуса Петипа в редакции Александра Горского, который вдохновился идеями Константина Станиславского и превратил симметричный кордебалет в игру. Именно так в 1900 году на сцене Большого театра соединились классический танец и пантомима, в центре которых были чувства героев. Нового "Дон Кихота" поставил художественный руководитель самарского балета Юрий Бурлака. Основой сюжета стал один из эпизодов приключений хитроумного идальго. В спектакле Дон Кихот и Санчо Панса - второстепенные персонажи. Главные роли достались другим персонажам, чью историю любви и увидят зрители. Кроме балетной труппы, к спектаклю готовятся еще два "актера" - осел Санчо Панса и лошадь Дон Кихота. Не все животные готовы выйти на огромную сцену, на которой их ждет яркий свет, большое количество танцующих людей в ярких костюмах, гул. Поэтому сейчас они репетируют вместе с артистами балета. В стиле модерн Балет в редакции Горского впитал идеи модерна и импрессионизма. Они отразились в художественном оформлении спектакля, установив новые стандарты. Для своей постановки балетмейстер привлек художников-станковистов Александра Головина и Константина Коровина. Их эскизы и монтировочные снимки сцены сохранились до наших дней. В спектакле Юрия Бурлаки воссоздается оригинальная сценография 1900 года. Художником-постановщиком стала лауреат премии "Золотая маска" Альона Пикалова. Работа над декорациями к "Дон Кихоту" заняла почти год. Балет состоит из семи картин и пролога. Для каждой картины требуются два-три плана кулис и два задних фоновых занавеса. В их создании участвуют разные цеха: художественно-декорационный, бутафорский, слесарный и цех по дереву. - Балет требует огромное количество декораций, такого масштаба еще никогда не было в моей практике, - говорит начальник художественно-декорационного участка Диля Каримова. - Это долгий процесс. Например, несмотря на то, что художественная гуашь быстро сохнет (в течение дня), требуется нанести несколько слоев. Сначала краска впитывается в холст и темнеет, потом прописываются тени и светлые участки. Кулисы и задники рисуют по частям, затем их нужно сшить. Поэтому на одно полотно уходит от одной до трех недель в зависимости от сложности. Иногда к работе нужно подключать другие цеха. Вот сейчас мы вместе с бутафорами доделываем ажурную паутину из картины "Заповедный лес". Все декорации созданы специально для нового спектакля. - В нашем цеху работают всего четыре человека, поэтому трудимся не покладая рук, - рассказала бутафор Евгения Горбачева. - На одну корзинку с хлебом, например, уходит уйма времени. По макету нужно вырезать пенопластовую основу, обклеить ее и создать фактуру, раскрасить - и будет готова только одна "буханка". А в корзине их может быть больше 15. Я чаще работаю с флористическими декорациями, создаю цветочные композиции. Когда делаю что-то гастрономическое, то сразу пробуждается аппетит. Настолько бутафорская еда выглядит реалистично. Имитация прошлого Костюмы 1900 года реконструировать невозможно. Тогда женщины ходили и танцевали в корсетах, которые давали утяжку и сдерживали дыхание у прим. От них также зависела техника танца. Кроме того, в начале XX века женщины обладали фигурой "песочные часы" с характерными формами. Современные танцовщицы корсеты не носят, а их фигуры зачастую андрогинны (женский силуэт практически отсутствует). Поэтому костюмы в новой постановке лишь имитируют образ прошлого: моделируют корсеты и создают иллюзию фигуристой формы тела. Имитируются также цвета эпохи модерна. Из-за современных красителей костюмы будут намного ярче своих прототипов. - Учитывая основной состав и запас, мы сшили 450 костюмов, - говорит художник по костюмам, лауреат премии "Золотая маска" Татьяна Ногинова. - В этом балете переодевания есть не только в антрактах, но и внутри актов. К каждой картине, а их в одном действии от двух до трех, танцовщики меняют наряды. Работа стартовала в августе прошлого года, когда мы заказали ткани. В ноябре они поступили в театр, и мы начали первые технические работы - утверждение прототипов. Только после этого можно было кроить костюмы. Чтобы все было идеально, нужны регулярные примерки. Обычно каждый костюм примеряется три раза. На первой утверждаются прототипы, на второй выкладывается отделка, на третьей проверяется посадка. Костюмы для балета "Дон Кихот" весят примерно в два раза больше, чем обычный балетный костюм, потому что в них много слоев ткани. Одна из самых красивых сцен любого балета - картина женского кордебалета, когда ансамбль исполняет массовые танцевальные номера. В новой постановке это "Сад Дульцинеи", где Дон Кихот во сне попадает в волшебный сад. На сцене будут выступать одновременно около 60 человек. Костюмы для этой части выполнены в четырех цветах: голубой, зеленый, желтый и сиреневый. - Костюмы к картине "Сад Дульцинеи" сделаны в духе импрессионизма, - продолжает Татьяна Ногинова. - Этим направлением вдохновлялись Коровин и Головин. Они копировали живописные мазки и использовали их в своих декорациях. Поэтому мы добавляем в пачки контрастные по цвету слои. Например, к сиреневой пачке - пыльно-желтый. Когда на сцену выходит артист, в костюме которого есть разноцветные слои, зрители видят живописный набор цвета. Еще пачки в этом спектакле большие - мы имитируем колокол 1900 года, что необычно для современного кордебалета. Такие крупные пачки с добавлением контрастных цветов визуально становятся легче. Премьеру балета "Дон Кихот Ламанчский" можно увидеть 1, 2 и 3 июля. В третий день в спектакле примут участие приглашенные артисты из Большого театра - премьер Денис Родькин и балерина Екатерина Шипулина.

В Самарском театре оперы и балета готовятся к премьере "Дон Кихота Ламанчского"
© СОВА