"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть восьмая. "Генетически не так"

Жизнь и танец Нурбека Батуллы в объективе Ильшата Саетова

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть восьмая. "Генетически не так"
© Реальное время

В честь 20-летия первого показа фильма "Күктау" изучаем историю татарстанского кинематографа. Зачастую у нового интересного кино есть одна общая проблема: его негде посмотреть. Режиссеры снимают картины для фестивалей, те требуют, чтобы авторы не выкладывали их в Сеть. А в залах фильмы крутят крайне редко. Поэтому в комментариях спрашивают, где же можно посмотреть ленту с такой отличной рецензией, а творцы пожимают плечами. А когда наконец выкладывают, то и момент, кажется, пропущен. В конце весны Ильшат Саетов опубликовал в Сети фильм "Генетически не так", который мы вновь посмотрим.

"Казань Экспо" против улицы Баумана

Ильшат Саетов — кандидат политических наук, известен как исламовед, среди его должностей — научный руководитель Центра исламоведения Фонда Марджани и сотрудник Института востоковедения РАН. Был председателем бюро Всемирного форума татарской молодежи, один из основателей акции "Мин татарча сөйләшәм" (логотип, улыбающаяся буква "Ә" — его идея). Несколько лет назад он начал искать себя в другой сфере, начал учиться режиссуре в Московской школе кино у Алексея Попогребского ("Простые вещи", "Как я провел этим летом", "Оптимисты"). "Генетически не так" — первая крупная работа Саетова с документальным сюжетом, представленная в 2020 году на "Флаэртиане", ежегодном международном фестивале с международным жюри.

Саетов приехал в Казань и снимал Нурбека Батуллу. Центральным событием становится 26 апреля, когда Нурбек должен съездить в "Казань Экспо", где объявляют лауреатов премии Тукая, и вести ту самую акцию "Мин татарча сөйләшәм". Батулле в этот момент 32 года. На премию его номинируют с творческой группой "Алиф". Ранее одноименный спектакль получил "Золотую маску", точнее, ее получил Нурбек, в номинации "Балет — Современный танец/Мужская роль". В короткой речи на родном языке он посвятил победу "великому татарскому народу".

Премию за все премии

Снимать его — одно удовольствие. Нурбек то импровизирует, то репетирует в который раз "Әлиф", танцуя буквы, из которых состоит стихотворение "Туган тел" своим телом. Сетует, что другие участники любят посидеть в процессе в телефонах, выкладывая все в сториз. Мол, получается, сели на волну и врем себе, продаемся.

В "Экспо", когда его не пускают на встречу интеллигенции, он идет сниматься в будку воспоминаний, где неожиданно начинает плакать, рассказывая, как его отец встречал деда после войны.

Отец — писатель Рабит Батулла, драматург, автор многочисленных романов, в том числе и исторических, за которые в 2006-м получил премию Тукая. Считает, что ходит в черных списках, хотя его тексты издаются крупными сериями. Написал, кстати, книгу про Шаймиева. Нурбек на его фоне — бритый, с серьгой в ухе и несколько потерянный — выглядит экспериментатором.

Когда люди идут в зал на церемонию, Нурбек спешит прочь, чтобы успеть на концерт на Баумана. Кстати, в этом году "Мин татарча сөйләшәм" по новым правилам провели у театра Камала.

Здесь Нурбек в своей тарелке. Он может читать стихи Мударриса Аглямова и устраивать перформансы на пару с поэтом Йолдыз Миннуллиной. Апофеоз — когда Йолдыз читает злобную инвективу реальности, а Нурбек обклеивает ее тело и рот скотчем. Приезжие артисты из Башкортостана резюмируют: у нас бы за такое давно закрыли. Также Нурбек вручает Йолдыз десятки реальных и придуманных премий, включая премию имени Йолдыз Миннуллиной. А потом выдыхает, слушая выступление друга Усала. В конце он радуется, когда молодежь запевает "Идел буе каеннары" Ильгама Шакирова.

То есть, с одной стороны, Батулла — человек новой культуры. Но он знаком благодаря своей семье, с детства, с лучшими представителями татарской культуры в целом. Насколько нужны ему эти лауреатства? А может, только сейчас не нужны, просто еще не постарел, не успокоился, не нашел себя?