Дни России с Мариинкой
В 1999 году режиссер Юрий Александров поставил на Мариинской сцене первый прокофьевский оммаж в сторону Страны Советов, который композитор написал по возвращении в СССР. Премьера оперы состоялась в 1940 году в Оперной студии Станиславского. История сына трудового народа, красноармейца Семёна Котко, вернувшегося домой с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, идеологически соответствовала советскому предвоенному искусству. Сергей Сергеевич со всем энтузиазмом пытался вписаться в моральный кодекс молодого государства. Композитор искал новизну в оперных приемах, рифмующихся с новой жизнью советских людей. Маэстро Гергиев привез в столицу события 1918 года в маленьком украинском селе. Напевная украинская речь, стихотворные тексты Тараса Шевченко звучали в Зарядье этим вечером. Авторами либретто значатся Валентин Катаев и сам композитор. Мариинцы показали масштабное полотно Прокофьева в полусценической версии по мотивам спектакля Юрия Александрова. Фото автора. Инструментальное вступление из двух мелодических тем, полное фактурного воздуха и оркестровой прелести, мгновенно идентифицирует композиторский почерк автора. Музыка оперы отсылает ко многим сочинениям Прокофьева. Слышатся узнаваемые аналогии из "Ромео и Джульетты", Первой и Седьмой симфоний, "Любви к трем апельсинам". Солисты оперной труппы, оркестр и хор Мариинского театра выказали собранное, как никогда, исполнение. Музыканты под предводительством Валерия Абисаловича были в максимальном фокусе концентрации. Голоса звучали максимально выразительно, покоясь на сбалансированном аккомпанементе. Эффектные ансамблево-хоровые и массовые сцены, яркая и запоминающаяся сценография позволили зрителю не заметить длительных пять действий, семь картин оперы. Исполнение пролетело на одном дыхании. Солисты-участники заслужили благодарные аплодисменты публики, это: Сергей Семишкур (тенор) - Семён Котко; Жанна Домбровская (сопрано) - Софья; Евгений Никитин (бас-баритон) - Ременюк; Андрей Серов (бас) - Ткаченко; Антон Халанский (тенор) - Микола; Дарья Рябоконь (меццо-сопрано) - Фрося; Михаил Колелишвили (бас) - Ивасенко; Вадим Кравец - матрос Царёв; Екатерина Соловьева - Любка и другие. Фото автора. "Шествие князей" из оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова, Сюита из балета "Жар-птица" версии 1919 года Стравинского, Вторая симфония ми минор Рахманинова прозвучали на вечернем концерте. Бис "Рассвет на Москва-реке" - вступление к опере "Хованщина" Мусоргского поставил финальный аккорд выступления. Апофеоз русской музыки завершил праздничные гастроли Мариинского театра в канун Дня России.