Войти в почту

Что такое эффект присоединения к большинству и как он заставляет вас покупать ненужные брендовые вещи?

Когда вы делаете какой-то выбор, насколько вы уверены, что делаете его сами, без «посторонней помощи»? Этот вопрос может касаться любого выбора: кофе или чай, яблоко или пончик, пойти на тренировку или в кино. Каждый наш день состоит из десятков выборов, большинство из которых мы совершаем, даже не задумываясь. Сколько раз в день вы выбираете что-то просто потому, что такой же выбор сделали бы ваши близкие и друзья? Или потому что какое-то действие является социально одобряемым? Возможно, вы об этом не задумывались, но вот ученые уже давно изучают феномен, называемый эффектом присоединения к большинству. Рассказываем, что это такое и как это явление влияет на ваш образ жизни.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Что такое эффект присоединения к большинству?

Эффект присоединения к большинству — это форма группового мышления, в рамках которой индивид делает выбор в пользу популярных вещей или действий, которые также выбирает его окружение (а может, и все общество). Человеку по умолчанию начинает нравиться то, что нравится другим, или то, что наиболее вероятно окажется популярным или «хорошим».

Оригинальное название этого явления — Bandwagon effect, дословно переводится как «эффект платформы с музыкантами». Такие платформы принимали участие на парадах, фестивалях или цирковых шоу. Первые упоминания этого эффекта встречаются в документах 1848 года, когда в США во время своей предвыборной кампании военный лидер Закари Тейлор был приглашен известным комиком и цирковым клоуном Дэном Райсом на платформу с артистами в рамках предвыборной акции. Выборы Тейлор выиграл, благодаря акции с Дэном Райсом он набрал огромную популярность, так что другим кандидатам также советовали «запрыгнуть на платформу с артистами».

Но эффект присоединения к большинству работает не только в рамках предвыборных кампаний. Он распространен также в экономике, психологии и просто поведении группы.

В экономике

Если мы говорим о потребительском поведении, то, по мнению американского экономиста Гэри Беккера, эффект присоединения к большинству создает искривление кривой спроса. Например, когда реклама товара идет через лидеров мнений и селебрити и все больше людей начинают покупать товар по рекомендации. Так, отмечает Гэри Беккер, даже если цена на товар повышается, потребители все равно будут его покупать. Это может быть что угодно: экологически чистые помидоры, одежда из натуральных тканей от локального бренда или спешелти кофе. Пока продукт отвечает требованиям аудитории, спрос на него будет сохраняться.

Этот эффект присоединения к большинству также идет под ручку с эффектом Веблена, так называемым демонстративным потреблением, когда вы покупаете вещи не потому, что они вам нужны, а потому что они подчеркивают, что вы можете это себе позволить. Дорогие часы, брендовая обувь, обед в дорогом ресторане, продукты питания по заоблачной цене — покупка таких вещей может вызывать чувство удовлетворения от того, что вы в очередной раз подтверждаете свой социальный статус, но не уменьшит удовольствия от дешевой шаурмы, купленной рядом с домом.

В общественной (и не только) жизни

Человек, подверженный эффекту присоединения к большинству, может начать пробовать практики, которые применяет его окружение (а также инфлюенсеры или просто соседи по лестничной клетке). Например, начнет бегать по утрам, носить штаны с подворотами, попробует веганство и так далее. У этого эффекта есть как позитивные последствия (если человек, условно, учится у своего окружения «хорошему»), так и негативные (если человек попадает в так называемую плохую компанию).

Почему появляется эффект подражания большинству?

Эффект присоединения к большинству пронизывает всю нашу жизнь. Это нормально, потому что, повторяя практики группы, в которой вы состоите, вы подтверждаете свою причастность. Или вы просто даете другим понять, что вы «в тренде». Ученые называют это «нормальным социальным влиянием», и в нем нет ничего страшного, если только ваше окружение не исповедует употребление запрещенных веществ и рисование оскорбительных символов на заборах.

Кроме того, ученые отмечают, что часто идти вслед за большинством нас побуждает FOMO — страх упущенных возможностей. Это состояние, которое возникает, когда вы начинаете думать, что за чужим забором трава зеленее, чужая жизнь интереснее, и пробуете делать так же. Если вы столкнулись с FOMO, но у вас пока нет идей, как вы хотите избавляться от этого чувства и наполнять свою жизнь событиями, то вы можете попробовать повторять за своими знакомыми, подглядывая за ними, например, через истории в соцсетях. Сходите в те же бары/кафе/рестораны или посетите концерт группы.

Как не стать жертвой эффекта присоединения к большинству?

Если вы решите избавиться от эффекта присоединения к большинству и попробуете делать все «немодное» в лучших традициях хипстеров начала 2010-х, то подумайте дважды. Полное противопоставление себя обществу во всем, от одежды до покупательских предпочтений, называется эффектом сноба.

Смиритесь с тем фактом, что влияние окружения будет проявляться так или иначе в ваших повседневных привычках и решениях. Но чтобы не потерять себя в социальной массе, воспользуйтесь несколькими советами.

Мыслите критически Этот навык поможет вам не только отличать новости от фейков, но и найти ту тонкую грань, которая отделяет ваши собственные решения от тех, что мотивированы окружением. Особенно полезно проводить эту черту, когда под влиянием большинства вы делаете то, что вам не очень хочется или нужно. Например, покупаете марафон желаний.Практикуйте осознанностьЭто еще один костыль, который поможет вам не стать жертвой давления со стороны большинства. Если критическое мышление помогает навести порядок в ваших отношениях с миром, то осознанность — в отношениях с самим собой. Благодаря ей вы сможете вовремя удержать себя от компульсивного шопинга или обретения очередной вредной привычки на почве стресса.Не бойтесь отличаться Иногда вам действительно не стоит следовать за большинством. Особенно если вы уверены, что вы правы, а все остальные — нет. В такой ситуации вам помогут развитые личные границы, благодаря которым вы сможете выдержать все недовольные взгляды соседей по вагону, когда зайдете туда с ярко-розовыми волосами, новой татуировкой или еще чем-то, что подчеркивает вашу индивидуальность.