"Тристан и Изольда" в Санкт-Петербурге: белая ночь великих влюбленных
Спектакль выпуска 2005 года режиссера Дмитрия Чернякова "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера стал одним из украшений нынешнего фестиваля. За дирижерским пультом занял свое место сам мэтр Мариинки маэстро Валерий Абисалович Гергиев. Лучшие вагнеровские голоса выступили в заглавных партиях трудной партитуры оперы: Михаил Векуа –Тристан, Татьяна Павловская – Изольда, Михаил Петренко – Король Марк, Эдем Умеров – Курвенал, Брангена – Анастасия Бибичева (Театр "Новая опера"). Великие возлюбленные, легендарные персонажи средневековых рыцарских романов Тристан и прекрасная Изольда проживали сценическую историю Чернякова в современных реалиях вне исторического контекста. Сценография и костюмы героев принадлежали нашему времени, высвобождая глубину и актуальность вагнеровских идей и философских мыслей. Главная героиня оперы, гениальная музыка композитора, царила весь вечер. Гергиев и его музыканты подарили публике достойное пера гения исполнение. Масштаб и одновременно тонкая детализация фактуры присутствовали в звучании. Формирование кульминаций и нарастание напряжения – это особый случай, фирменный почерк маэстро. Белая ночь города на Неве рифмовалась с пленительной сценой ночи в исполнении Татьяны Павловской и Михаила Векуа. Любовное томление, чувственный экстаз вознеслись драматургической волной развития на кульминационный пик. Мощным контрастом к этому дуэту стал последующий монолог короля Марка в исполнении Михаила Петренко. Певец провел свою сцену с большой силой психологического воздействия. Длинная опера с двумя антрактами не показалась длинной. Участники действа, управляемые Гергиевым, держали внимание зрителя на высоком градусе весь спектакль. Оркестранты чутко подчинялись руке дирижера. На поклонах казалось, что маэстро Гергиев вовсе не устал, в то время как лица певцов все же выражали удовлетворенную усталость. А за стенами Мариинский-2 град Петров околдовывал белой ночью. Запоздалая в этом году сиреневая пена цветущих кустов растеклась по прекрасным силуэтам петербургской архитектуры, как и на акварелях Михаила Врубеля. Открывшаяся в Русском музее корпуса Бенуа выставка к 165-летию художника выбрала сиреневую тональность.