«Свиридовская арт-экспедиция» приедет на Курскую Коренскую ярмарку

В мае в малом зале Курской Государственной филармонии презентовали проект «Свиридовская арт-экспедиция». Курянам представили программу на примере нескольких произведений Георгия Свиридова. Проект рассчитан на несколько культурных мероприятий и завершится в декабре масштабным концертом. Его автор — заслуженный артист России Михаил Иванов (Симфоджаз братьев Ивановых) рассказал о проекте в интервью «Комсомолькой правде». Курян знают во всем мире 24 июня «Свиридовская арт-экспедиция» отправится на Курскую Коренскую ярмарку. — Это будут поездки в сопровождении творческих людей — фотографов, ремесленников, художников, которые объединены общим порывом, — говорит инициатор проекта джазмен Михаил Иванов. По словам музыканта, курян знают во всем мире благодаря творчеству Георгия Свиридова: — Достаточно спеть немного «Курских песен» Свиридова на любом концерте мира, и вас сразу узнают! Это своего рода землячество через века. Получить грант на реализацию проекта удалось только со второй попытки, признался Михаил Иванов. Сначала недобрали баллов. Но проект доработали и в итоге средства на его реализацию дали: — Я был лишь идейным вдохновителем, у нас целый коллектив работал над этой заявкой. Проект авторы назвали «Свиридовская экспедиция. Место силы. Малая родина». Суть его — в трансформации исконно курской обрядовой песни в современные импровизационные жанры. Цель — пересказать своим языком то, что написал в свое время Георгий Свиридов. «Здесь мало нот, но много музыки» Всемирно известный композитор родился в Фатеже, в 45 километрах от Курска. Будучи школьником вместе с мамой и сестрой переехал в Курск. Учился он в школе, которая располагалась в нынешнем здании электроаппаратного завода на Красной площади Курска. Примечательно, что его первой учительницей была Вера Уфимцева, жена известного изобретателя, именем которого названа одна из улиц Курска. Вместе с мамой Свиридов посещал концерты в здании бывшего Дворянского собрания, сейчас это концертный зал «Свиридовский». Уже будучи известным композитором он очень трепетно относился к своей малой родиной, с любовью говорил о Фатеже, о Курске. В 1964 году Георгий Васильевич написал два произведения, которые еще больше упрочили его славу, на тот момент он уже был достаточно известным композитором. Это музыка к кинофильму «Метель». Чуть позже он создаст музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» и кантату «Курские песни». Сразу после написания, презентация этого произведения прошла в большом зале Московской консерватории. По сути он взял курскую обрядовую песню и соединил ее с классическим искусством. Основой произведения стали семь курских песен. Многие композиторы восторженно встретили новое произведение. Среди них был и Дмитрий Шостакович. Он был преподавателем Свиридова в консерватории, а также его близким другом и наставником. О «Курских песнях» Шостакович сказал слова, которые превратились в крылатую фразу: «Здесь мало нот, но много музыки». «Курские песни» звучали по всему миру на различных концертах. А в 1968 году это произведение исполнили и в Курске, в нынешнем «Свиридовском» зале филармонии. — Свиридов трансформировал курскую обрядовую песню в жанр кантаты, что произвело эффект разорвавшейся бомбы в культурном сообществе. Когда успех был достигнут, за ним устремились многие композиторы — татарские, башкирские… Он дал принцип, метод. Образовалось целое течение, во главе которого — Свиридов. Это плеяда композиторов, которые до сих пор продолжают творить в этом направлении. А центр этого течения, получается, — Курск, — с увлечением рассказывает вдохновитель «Свиридовской арт-экспедиции». — Параллельно на Западе возникает движение world-music. На самом деле это одно и то же. До 90-х годов в мире активно проводили джазовые фестивали. Музыканты начинали выступления в Португалии и заканчивали в Финляндии. Про коз, красный песок и «африканский Вудсток» Концепцию проекта Михаил Иванов объясняет на примере популяризации самобытности других стран. Например, Марокко: — Как-то я отдыхал в Марокко. Пока мы ехали из аэропорта, видели коз, которые лазили по деревьям. Потом поехали в пустыню, где красный песок. Это единственная в мире пустыня, где красный песок, который засыпает Испанию и выносится ветром даже на американский континент. Я решил, чтобы времени не терять, послушать местную музыку и купил диск с музыкой гнауа. Как выяснилось, есть ежегодный фестиваль музыки гнауа, который проходит в Марокко. Мощнейший фестиваль, до ста тысяч человек съезжается на него, все отели заполнены. Вся страна превращается в фестиваль музыки гнауа, Фестиваль берберской музыки, если на русский язык перевести. Я переслушал 12 дисков, одно и то же. Но на фестивале этом выступают мировые знаменитости традиционной джазовой музыки с местными коллективами. Создаются такие музыкальные программы, где подложка, основание, берберская, а озвучивают те, кто умеет импровизировать. Например, Чик Кореа участвует в этом фестивале. И вот это все представляет мировой интерес. Так создается креативная индустрия. Марокканский князь возглавляет всю эту историю. А мы и есть — берберы курские! Так что в принципе ничто не мешает иметь такой фестиваль, при котором вместо берберов будем мы. Только нужно создать этот креативный продукт, который будет привлекать интерес. Михаил поясняет, где на его взгляд проходит водораздел между классическим искусством и шоу: — Есть академическое искусство для любителей, для тех, кто годами отсеивается, понимает, разбирается. А это шоу! Аналогичные этнические музыкальные фестивали на стыке профессиональной и народной музыки очень популярны, например, в Индии, да и в других странах мира. — Но это не то, чтобы этнический фестиваль, потому что берберов в чистом виде можно послушать час. Там заходят человек 20 на сеанс, и впадают в транс, слушая берберскую музыку. Но это небольшие сеансы. А когда идет представление, с экраном, со звуком, с сюжетом, это уже шоу-бизнес. Понятно, что это делается не за один час, такие проекты выращиваются годами. Некоторые регионы России что-то подобное уже делают. В Воронеже, например, есть известный Платоновский фестиваль. Как трансформировать географию в культуру Автор «Свиридовской арт-экспедиции» рассказал о мудрости, которую ему поведали в Израиле: — Один гид в Иерусалиме рассказал мне такую формулу — география определяет историю, история определяет религию, религия определяет культуру. То есть география переходит в культуру через историю и религию. А география — это ландшафт. Если взять любую страну, то понятно, что история определяется географией — твоими соседями, условиями жизни. Наша задача трансформировать географию Курской области в культуру. Свиридов — великий композитор, который взял этот материл и довел его до вершины искусства. Следующий, кто этим занимался в Курске, это Леонид Винцкевич. Долгие годы он на основе курского фольклора создавал музыкальные произведения с народным хором. Так что эта идея взращивалась Винцкевичем. Тем более интересно продолжать это дело. Соединение двух сред и дает интересные проекты. А курская песня имеет свой отличительный саунд. — Если посмотреть, как населялся курский край, то с одной стороны — Малороссия, с другой — Великороссия. И вот на севере, где Фатеж, — великоросское заселение народов, а с южной, там, где Суджа — малоросская. И есть такая серединка, где они перемешивались. Уникальное место. И меняется саунд с севера на юг. Все это интересно пощупать, ощутить и отразить в музыке и в шоу. А весь наш проект, пройдя через летний период, должен вылиться в большой визуальный перфоманс. Познакомиться ближе с задумкой можно уже через несколько дней, 24 июня, на Коренской ярмарке в местечке Свобода. В программе примут участие заслуженные артисты России братья Михаил и Андрей Ивановы, московский барабанщик Александр Зингер, один из ярчайших саксофонистов современной джазовой сцены Антон Румянцев и мастер колокольных звонов Александр Чайка. А 25 июня в 14:00 «Свиридовский пленэр» пройдет в Усадьбе Фета, в деревне 1-я Воробьевка Золотухинского района. По материалам «Комсомольской правды»

«Свиридовская арт-экспедиция» приедет на Курскую Коренскую ярмарку
© Курская правда