О жизни Кубрика, коровы и венецианских подростков: что смотреть на Beat Film Festival

В Москве скоро откроется Beat Film Festival, на котором ежегодно показывают самые актуальные документальные фильмы об искусстве, музыке и кино. На этот раз на смотре можно будет увидеть не только новые картины, но и главные его хиты за последние годы, в том числе документалку о PJ Harvey, клубной жизни Берлина, также необычную работу на стыке кино и видеоарта "Последние и первые люди". Национальный конкурс включает 18 работ от молодых российских художников, отразивших главные тенденции нашей современности. В нашем гиде — пять самых любопытных, по нашему мнению, фильмов программы.

О жизни Кубрика, коровы и венецианских подростков: что смотреть на Beat Film Festival
© ТАСС

"Кубрик о Кубрике"

Фильм опытного французского документалиста Грегори Монро — уникальный шанс приоткрыть завесу тайны, которая уже на протяжении полувека окружает одного из самых важных режиссеров мирового кинематографа — Стэнли Кубрика. Он не был большим любителем общения с прессой (оттого во многом и возникла завеса тайны), однако в конце шестидесятых кинокритик Мишель Симан провел череду бесед с режиссером. Эти ранее не публиковавшиеся аудиозаписи легли в основу документалки Монро.

Француз не столько пытается рассказать нам про жизнь Кубрика в классическом стиле биографических фильмов, сколько проникнуть в голову режиссера. Непосильная задача, которая, к счастью, оказывается по плечу Монро. Он выстраивает изящную, визуально насыщенную и изобретательную структуру фильма, отражающую суть главного героя. Разговоры Кубрика и Симана сопровождаются воссозданными декорациями из его фильмов, ценными архивными кадрами со съемок и, конечно, интервью его коллег, актеров и кинокритиков.

"Мы были "Детками"

К скандальному фильму "Детки" можно относиться по-разному, однако факт остается фактом — это один из знаковых фильмов кинематографа 90-х, который запустил карьеры Хлои Севиньи, Хармони Корина и Розарио Доусон, а также породил кучу подражателей и последователей (например, только ленивый не сравнивал с ним фильм Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь"). Однако если сам Ларри Кларк приобрел хоть и неоднозначную, но все-таки славу, то же нельзя сказать про героев фильма — непрофессиональных актеров из скейтерской тусовки Нью-Йорка.

Несмотря на то что Корин написал к фильму сценарий, главным действующим лицам практически не пришлось ничего играть — "Детки" максимально хладнокровно документировал жизнь, равняя зрителей с посетителями зоопарка. Режиссер "Мы были "Детками" Эдди Мартин задается вопросом, а что стало с исполнителями главных ролей после успеха фильма? К сожалению, в большинстве случаев ничего хорошо. Их анархистский разгильдяйский образ жизни не был рассчитан на долголетие, и в фильме Мартина отражен их яркий, но короткий век.

"Корова"

Режиссер "Аквариума" и "Американской милашки" Андреа Арнольд вслед за документалистом Виктором Косаковским, снявшим историю одной свиньи по имени Гунда, рассказывает о жизни молочной коровы на ферме в английском графстве Кент.

Ее героиню зовут Лума — она пасется, ухаживает за своим теленком, отдает людям свое молоко. На небольшой ферме о ней заботятся по мере сил, и корова освобождена от ужасов промышленного производства. Однако исход у этой истории все равно один — и по глазам Лумы, отправляющейся в последний путь, мы понимаем, что и она все понимает. Но обладают ли люди такой же проницательностью? Творческий метод Арнольд похож на Косаковского — она снимала Луму в течение четырех лет, скрупулезно запечатлевая детали ее однообразной жизни. Это очеловечивание живого существа выводит его за рамки обычного объекта, средства производства, и показывает, что любая жизнь имеет право на существование.

"Атлантида"

Для большинства из нас, обычных туристов, Венеция — это площадь Сан-Марко, мост Риалто, облепленный людьми, узкие улочки, на которые пробивается солнечный свет из промежутков между старыми цветными домиками, необязательные магазины со всякой туристической лабудой, гондольеры, исполняющие оперные арии, и народ, неторопливо потягивающий шпритц в малюсеньких барах. Однако каково родиться в этом магическом городе?

Молодой человек с небольшого острова Сант-Эразмо на окраинах Венецианской лагуны проводит свои дни вдалеке от туристической суеты. Его единственная страсть — гонки на моторных лодках. Режиссер и по совместительству видеохудожник Юрий Анкарани создает неоново-музыкальную поэму, где каждый кадр можно вставить в рамку. Невероятное отражение скрытого мира одного из самых красивых городов на планете.

"Мэри Куант: Мини-революция"

Сэди Фрост создала первый документальный фильм об одной из главных фешен-икон XX века — создательнице мини-юбки Мэри Куант. В пятидесятые годы Куант начинала карьеру в ателье одной чопорной модистки, правда, работа ее была недолгой. Девушка запротестовала против скучных сковывающих стандартов моды и решила открыть свое ателье для молодых и независимых британок. Для них она создала туфли на плоской подошве, цветные колготки, мини-юбку и, конечно, сама стала одним из главных адептов нового стиля. Сложно представить шестидесятые без предметов одежды, подаренных им Куант. Сама модельер уже давно отошла от моды и не общается с публикой, но за нее это делают звездные модельеры, модели и представители свингующих шестидесятых, атмосферу которых Фрост передает с помощью популярных композиций того времени.