"Популярные песни приходят и уходят, а шедевр остаётся на века". Дмитрий Васильев о "Синемафонии"

Омский симфонический оркестр во главе с дирижёром Дмитрием Васильевым исполнит легендарную Седьмую ("Ленинградскую") симфонию Шостаковича . 22 июня, в День памяти и скорби, со сцены Концертного зала филармонии в исполнении Омского академического симфонического оркестра прозвучит Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича . Дирижёр - маэстро Дмитрий Васильев. В интервью "Омск Здесь" он рассказал, насколько сложно исполнять это произведение морально и физически. - Дмитрий Владимирович, расскажите об особенностях программы "Синемафония "Ленинградская Шостаковича" - Это необычный концерт - кроме музыки и оркестра на сцене зрители увидят кадры кинохроники. И это не просто кадры, это целый проект. Задумка принадлежит Сергею Давитая и режиссёру Георгию Параджанову. К каждой фразе симфонии подобран свой уникальный видеоряд. Как мне кажется, это производит какое-то ошеломляющее впечатление. Конечно, музыка сама по себе очень яркая, возможно, это одна из самых величайших симфоний из когда-либо написанных на этом свете. Сразу же после её премьеры за её исполнение взялись сотни, тысячи оркестров во всём мире, и она исполнялась столько раз, сколько ранее не исполнялась ни одна симфония. В этом что-то есть, это не абстрактная музыка. Её первая часть была закончена в августе 41-го в блокированном Ленинграде, и только в сентябре Шостаковича с семьёй эвакуировали. Полностью симфония была завершена в декабре 41-го. И, конечно, это музыка о конкретных событиях, и в данном случае использование видеоряда хроники тех лет абсолютно оправдано. Я вообще не сторонник иллюстрировать музыку картинками или видео, но в данном случае это сделано очень талантливо. Это производит впечатление. Конечно, я не со всем здесь могу согласиться на самом деле, например, во второй части - интермедия. По законам жанра, после чего-то динамичного и драматичного должна быть лирическая сцена, чтобы наш мозг отдохнул, чтобы мы переключились на что-то другое. Вот вторая часть - интермеццо, и режиссёр сделал акцент на культе личности, на довоенной хронике. Но, тем не менее, мы не стали этот проект каким-то образом редактировать, менять. Это взгляд авторов, и мы решили показать так, как оно есть. - Какая лично для вас симфония Шостаковича? По характеру, настроению… - Как ни странно, Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича самая светлая, на мой взгляд, из всех его 15 симфоний. Очень много лирических и красивых эпизодов: скрипки, флейты, кларнет, гобои. Очень много простой человеческой музыки, наверное. Именно этого, радостных и человеческих эмоций, не хватало Дмитрию Шостаковичу в первые дни войны. И эта музыка служит каким-то гигантским контрастом с брутальными воинственными эпизодами. Эпизод "Нашествие", его знают все, - это невероятной силы музыка. Не только для меня, но и для всех музыкантов и дирижёров это очень крепкий орешек, потому что симфония идёт 1 час 20 минут. Она такая большая, потому что размеры симфонии должны соответствовать масштабам замысла. Невозможно о чем-то грандиозном сказать в малой форме. Толстой и Достоевский писали целые романы. И собрать это всё, понять каждый такт, фразу этой симфонии, донести до слушателя - это задача экстра-класса. - Сложная ли для исполнения эта симфония? - Очень сложная. Очень много текста, сложного текста. Духовые играют на пределе. Более того, Шостакович задействовал здесь дополнительную группу медных инструментов - она называется банда. Ещё 10 человек, которые вступают в кульминациях. Это производит невероятный эффект. Основная и дополнительная медная группы иногда играют в антифон, в борьбе - это невероятный эффект. Эта симфония - одна из самых светлых. Шостакович - очень трагедийный композитор. Но здесь он верил в победу, мечтал о мире, любви, детском смехе. Поэтому здесь много красивой музыки. Ему очень долго не давался финал, он не хотел писать дежурный ура-патриотический финал. Он долго искал какую-то правдивую интонацию. И конечно, получилось. Финал вышел сложным, но мощным преодолением. Это сила, сметающая всё на своём пути. - А насколько сложно технически провести такой концерт? - Это требует некоторых хитростей от видеоинженеров. Потому что это не тот случай, когда музыканты должны подгонять темп симфонии под видео, а наоборот, видеоряд должен подгоняться под музыку. Есть такие хитрости, когда можно чуть замедлять или чуть ускорять темп, или переходить на другой сюжет. Я надеюсь, что это всё будет сделано правильно. - Какие эмоции у вас вызывает эта музыка? - Благоговение. Я последние две недели живу с этой симфонией, партитурой, и не могу никак напитаться этой музыкой. Каждый раз открываешь её и находишь что-то новое. Чем отличается шедевр от просто хорошего произведения? Хорошее произведение может надоесть, как популярные песни, которые приходят и уходят, а шедевр остаётся на века. Как, например, "Евгения Онегина" можно перечитывать бесконечно. Так же и эта музыка - Ленинградская Шостаковича.

"Популярные песни приходят и уходят, а шедевр остаётся на века". Дмитрий Васильев о "Синемафонии"
© Омск Здесь