"Отменяя русскую культуру, Запад отменяет сам себя".

В частности, о так называемой "отмене культуры" много говорится на 25-м Петербургском Международном экономическом форуме (см. материалы "Ревизора.ru" "Русская культура – мощный элемент цивилизации" и "Валерий Гергиев: "Это не мы популярны, а Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев" ). Ранее наше издание собрало комментарии писателей, членов Русского ПЕН-центра, об истоках и вероятности "отмены русской культуры". В настоящем материале на вопрос "Ревизора.ru" отвечают сотрудники редакции "Литературной газеты" – старейшего периодического культурного издания нашей страны, восходящей в своих традициях к "Литературной газете", основанной в 1830 году Александром Сергеевичем Пушкиным. Максим Замшев , писатель, главный редактор "Литературной газеты". Отменяя русскую культуру, Запад отменяет сам себя. Последние два века Россия в культурном плане оказывала огромное влияние на Запад из "Могучей кучки". Хочет Запад остаться ущербным, изъеденным, как молью, мультикультурным кодексом и политкорректностью – флаг ему в руки. Надеюсь, там найдутся настоящие интеллектуалы, которые будут этой глупости противостоять, чтобы спасти настоящий западный культурный код. Ну это уж их дело. Мы будем наблюдать. Анастасия Ермакова, писатель, заместитель главного редактора "Литературной газеты". Отменить русскую культуру – всё равно, что отменить бесконечность, подлинность, саму сердцевину наиважнейших для человека смыслов. И все вменяемые люди, а таковые, несомненно, есть и в Европе, и в Америке, это понимают. Феномен "отмены" – такая же русофобская акция, как и запрет для наших спортсменов выступать под флагом России. Как фальсификация итогов Великой Отечественной войны и непризнания беспримерного подвига наших солдат. Это часть войны: экономической, информационной, культурной. Только если первые две сиюминутны (пусть и с долгоиграющими последствиями), то последняя обращена ко всей нашей истории, к памяти поколений, дороживших великими достижениями наших писателей, композиторов и художников. И направлена она прежде всего на унижение достоинства русского человека, дескать, ты должен ощущать себя изгоем, таковы новые правила. Унижение, по мнению западных аналитиков, должно рано или поздно вызвать бунт. Против кого? Против своего правительства, создавшего подобную ситуацию. Но "мудрейшие политики" не учли одного, самого важного: особенности менталитета русского человека, для которого, когда Родина в опасности, собственный комфорт отступает на задний план, и становятся важными совсем другие понятия: сплочённость, единение, патриотизм. И гнев народа будет обращен именно на внешнего врага. А, как известно, если русского человека сильно разозлить, то он сметёт всё на своем пути… Мы, в который раз, доказали свое благородство: мы не отменили ни одного классика ни из одной недружественной страны, мы отмечаем их юбилеи, отдавая дань великим талантам, которые, кстати сказать, посмеялись бы над жалкими попытками нынешних властителей Европы отменить неотменимое – духовную основу мира. И вот это благородство и раздражает инициаторов "отмены" больше всего. Игорь Панин, поэт, публицист, редактор сайта "Литературной газеты". Закат Европы – это реальность Отмена русской культуры невозможна в принципе. Слишком уж она велика. Как в целом, так и отдельными своими титанами-представителями. Даже Эрдоган высказался не так давно против запрета Достоевского в Италии. Хотя изречение последнего о том, что Стамбул должен быть нашим, Эрдогану наверняка известно. Но он прекрасно понимает значимость русского писателя, его масштаб. Но вот в Португалии анонсировали "украинский" балет "Лебединое озеро". Тут смешно даже не то, что наивные лиссабонские креативщики решили записать Петра Ильича Чайковского в украинцы, а то, что украинского балета не существует в принципе. Как и украинской классической музыки. Ну, на каком-то местечковом уровне она, возможно, имеет место быть. Но попробуйте вспомнить хоть одного украинского композитора… То-то и оно. Кстати, а что там с португальским балетом? Вот тут мы и подходим к очень интересному феномену – русскую культуру особенно рьяно пытаются запретить те, кто сами на этом поприще не особенно преуспели. Так, например, в Польше, которую едва ли можно назвать Европой, местные селяне запретили исполнение музыки Чайковского и Шостаковича. Да ведь и у Чайковского, и у Шостаковича были в роду поляки! Вот бы ясновельможным панам, за серьезным отсутствием своих больших талантов, ухватиться за эти фамилии. Да, есть Шопен, но почему бы еще и не "национализировать" Чайковского с Шостаковичем? Но логика тут не работает – сельская злобная ограниченность дает о себе знать. Запретить – и все тут. Ну и самый характерный пример отмены русской культуры – нынешняя Украина, где сносятся памятники Пушкину, переименовываются улицы, названные в честь выдающихся русских деятелей культуры. Ведь совершенно понятно, что ничего подобного Украина противопоставить России не может. Ну, кто такой Шевченко супротив Пушкина, а какой-нибудь Коцюбинский против Толстого? Смешно же, в самом деле… Но не смешно, когда все это происходит с одобрения Европы. Той самой, архаичной, чтящей традиции и, в отличие от укро-поляков, имеющей давние культурные традиции. Они-то все это делают намеренно, попустительствуя новым варварам и поощряя нападки на Россию. Это селялин Мыкола может не понимать значения Тургенева, да и не нужен ему этот Тургенев, по большому счету. А вот французы, в культурную среду которых Тургенев вошел вполне органично и в статусе классика, несут полную ответственность за распространение русофобии и нью-вандализм. …В 90-е годы, когда я был голодным студентом филфака, как-то за бешеные деньги приобрел "Закат Европы" Освальда Шпенглера. Книга меня разочаровала. Ведь перед глазами был образ сытой, самодостаточной и самолюбивой Европы, навязываемой средствами массовой информацией. А теперь стало понятно, что Шпенглер ошибся во временных расчетах, но не в сути: Европа начала сжирать саму себя, со всем своим интеллектом. Нападки на русскую культуру – это только начало общего краха.

"Отменяя русскую культуру, Запад отменяет сам себя".
© Ревизор.ru