Михаил Швыдкой: художники лучше чиновников знают, какое кино нужно людям

Отечественная культура в последние несколько месяцев столкнулась с немалым количеством санкций: ведущие мировые институции прекратили сотрудничать с российскими исполнителями, международные фестивали отказались принимать официальные делегации из РФ. При этом остаются те, кто готов поддерживать страну и развивать взаимоотношения в этой сфере. На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал о том, как на самом деле обстоят дела в общении с зарубежными коллегами, поделился своим мнением по поводу поддержки российского проката и предложил доверять видению художников, создающих в этот период произведения искусства.

Михаил Швыдкой: художники лучше чиновников знают, какое кино нужно людям
© ТАСС

— Михаил Ефимович, межкультурный диалог со многими странами на данном этапе оказался приостановлен, страна вышла из разных соглашений, в том числе объявила о расторжении меморандума о взаимопонимании с США. В перспективе скольких лет эти мосты культуры могут быть восстановлены?

— Когда мы говорим о том, что международный диалог со многими странами, с недружественными странами, прервался, то мы имеем в виду, что он прервался на межгосударственном уровне, на уровне официальных лиц и государственных институций. Совершенно понятно, что в разных странах все происходит по-разному. В США почти нет государственных культурных институций, но есть такие крупные учреждения, как Метрополитен-опера, у которой есть попечительский совет, и они более опосредованно связаны с Вашингтоном, поэтому тоже занимают определенную позицию. Но на личном уровне, на уровне частном эти контакты продолжаются. Это реальная жизнь, реальная ткань взаимоотношений. На международном конкурсе пианистов имени Ван Клиберна в Америке в полуфинале были два русских музыканта и один белорусский. Сезон "Ла Скала" откроет Ильдар Абдразаков в опере "Борис Годунов", Теодор Курентзис будет вместе с режиссером Ромео Кастеллуччи ставить "Замок герцога Синяя Борода" в Зальцбурге. Недавно в центре Михаила Барышникова поставили спектакль "Сад" по "Вишневому саду", где Барышников играет Фирса и Чехова. Фестиваль русского искусства в Нью-Йорке продолжает существовать. Также мы рассчитываем, что 29 августа в Японии откроется фестиваль российской культуры. Буквально два дня назад замминистра культуры РФ Алла Манилова участвовала в переговорах с руководителем Минкультуры Мексики. С этой страной наши отношения развиваются, причем не только в гуманитарной сфере. Я являюсь сопредседателем нашей отечественной части Российско-мексиканской межправительственной комиссии по гуманитарному сотрудничеству. На днях я встречался с послом Китая. Понятно, что в пандемию достаточно трудно прогнозировать даты и сроки, но мы условились, что можем рассчитывать на приезд китайской делегации по разным направлениям на Петербургский культурный форум. Я могу продолжать бесконечно, тем более что я переписываюсь с друзьями из Англии, Германии, Франции. Такие связи нельзя просто отменить. Вопрос состоит в том, насколько мы сами захотим что-либо возобновлять, и, боюсь, наши западные партнеры не понимают этого до конца. Дело не в том, что у нас будет какой-то немыслимый поворот на Восток, который итак ощутим в последние годы. Россия обладает довольно большим культурным пространством, мы не хотим жить в изоляции — об этом говорил и президент на пленарной сессии юбилейного Петербургского международного экономического форума. Но мы должны исходить из того, что нам сегодня важно и интересно. Иногда нужно пережить такой период, который даст возможность понять, какие внутренние процессы происходят в твоей собственной культуре.

С моей точки зрения, сейчас не нужно ничего излишне политизировать или навешивать ярлыки. Нужно понять и осмыслить то, что происходит. Специальная военная операция на Украине обострила многие вопросы, связанные с нашими отношениями, с украинской и российской культурой.

Мне кажется, наступил такой момент, когда откровенность будет полезней всего, в том числе в построении диалога с Украиной. Понимаете, география — это судьба, соседство, особенно такая историческая и этническая близость — это судьба. А судьба иногда бывает суровой, иногда — благосклонной, но реже.

— Культура, которая только-только начала приходить в себя после пандемии, вновь оказалась в сложной ситуации, в том числе финансовой. Особенно яркий пример — это кинотеатры, которые уже закрываются. Будет ли выделяться дополнительное финансирование для сферы культуры?

— Такой вопрос лучше адресовать Министерству финансов или Правительству, но совершенно очевидно, что сегодня надо принимать нестандартные решения и в области культуры. Сети кинотеатров — это малый и средний бизнес, который сегодня нуждается в поддержке.

— Как вы считаете, какой должна быть эта поддержка?

— Поддержка может быть нескольких видов. Нужно открывать кинематографические рынки за пределами США, например, мексиканские, аргентинские, бразильские — они делают качественные картины. Можно более внимательно посмотреть на то, что делают наши китайские коллеги. Главное — нужно финансировать отечественный контент. Сегодня бессмысленно заниматься импортозамещением всего кинематографического пространства, но можно довести количество наших картин до 45% при дополнительном финансировании со стороны государства. Сегодня российский контент может пользоваться спросом. В 1940-х годах Сталин сказал: "Зачем нам столько фильмов? Надо делать только шедевры". Но делать только шедевры не получится. Мы должны понимать, что американская киноиндустрия производит в год около 350-400 фильмов для кинотеатрального проката. Сколько вы знаете из них? В лучшем случае 20-25. Для того, чтобы получить эти 25 картин, нужно снять 400.

Не скрою, я считаю, что государство в нынешней ситуации должно поддержать кинотеатральные сети. Когда в нулевых годах я пришел работать министром культуры в стране было всего 150 кинозалов, которые отвечали требованиям высокотехнологичного показа. Сначала американцы давали все картины подряд, а вот с нулевых начали поднимать планку качества кинозалов, давали фильмы только туда, где было необходимое оборудование. До 24 февраля 2022 года сеть кинотеатров насчитывала более 4 тыс кинозалов. Сокращение сети будет катастрофичным для рынка, поскольку мы не сможем создать возвратную систему при прокате российского кино. Сейчас появились стриминговые платформы, многое не доходит до проката, телевидение не обладает безграничными ресурсами, оно не может финансировать многое. Тут нужна гибкая экономическая политика. Новый глава департамента кинематографии Дмитрий Давиденко (директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ — прим. ТАСС) — человек, который работал с режиссером Валерием Тодоровским и который знает, как делаются фестивали, — он может быть полезен, поскольку наступило время прагматически-практического подхода.

— Как вы относитесь к мысли, которая звучит иногда, о том, что сейчас пришло время снимать идеологически правильное кино?

— В первую очередь кино надо снимать талантливо, надо предлагать зрителям такие картины, на которые они захотят пойти. Можно создать миллионы метров "правильного кино", но люди не придут его смотреть. На самом деле, нужно доверять художнику. Художники, как правило, лучше чиновников знают о том, какое кино нужно людям. Можно снять "Летят журавли" или "Балладу о солдате" — картины совсем не про войну, при этом высокопатриотичные. А можно снять какое-то другое кино.

Это угробит зрительский интерес. Это вообще относится ко всему — к литературе, к театру, к музыке, к живописи. Надо доверять художнику.

— Осенью мы традиционно выбирали фильм, который будет представлять страну на "Оскаре". Как вам кажется, стоит ли нам в этом году выдвигать свой фильм на премию? Захотят ли нас там видеть и захотим ли мы туда отправиться?

— Знаете, в чем дело? Дело в том, что вообще в гости навязываться плохо, а это все-таки такое гостевое дело. Понятно, что гипотетически это некое признание в киноиндустрии, но только гипотетически. Премии и фестивали стали во многом явлением в значительной степени политизированным. К этому надо относиться спокойно. Честно скажу, я сторонник того, чтобы иметь успех в прокате, и не потому, что я сторонник массового кино и противник авторского, нет. Сегодня нам нужно делать кино для зрителей. А будет оно признано на фестивалях, не будет оно признано на фестивалях — это другой вопрос. Еще раз повторю, кино для зрителей должны делать художники. Знаете, Бах считал себя ремесленником — если они будут такими же ремесленниками, как Бах, то, как говорится, милости просим.

— Такой вопрос относительно художников как раз. Вы говорите, что художникам надо дать слово. При этом сейчас многие художники критикуют то, что происходит, и сами подвергаются критике за свои слова. Как вам кажется, нужен ли какой-то фильтр для людей, которые хотят высказаться, или, может быть, действительно дать им возможность говорить?

— Как сказал когда-то Дмитрий Анатольевич Медведев, свобода лучше несвободы. И я подписываюсь под его словами. При этом я считаю, что российский народ находится на том уровне развития, понимания и зрелости, когда он в состоянии отличить добро от зла. Народу надо во многом доверять, извините за высокий штиль. Иногда художники очень эмоционально реагируют на некоторые процессы, но важно понимать, что мы живем в особое время. С моей точки зрения, художник в такой период должен быть со своим народом, понимать его боль и его настроение. И в этом смысле я думаю, что чуткие художники и те, кто остро переживает происходящее, всегда выйдут на тот верный художественный путь, который сегодня необходим. Отношение к происходящему, особенно в такие исторически переломные моменты, требует невероятной внутренней собранности и прозорливости. Нельзя в такие моменты не понимать интересов своей родины. Мне кажется, большая часть художников — музыкантов, литераторов, деятелей изобразительного искусства — внутренне близка к тому, что происходит в нашей стране. Я остро переживаю происходящее, потому что понимаю, что мы с вами сидим в Петербурге, вокруг происходят интересные процессы, за окном светит солнце, все замечательно, но при этом где-то рядом наши соотечественники, молодые ребята, каждый день сталкиваются с опасностью, отстаивая интересы страны. Невозможно этого не учитывать, когда ты занимаешься искусством.

Беседовала Валерия Высокосова