"Кабаре" по-московски, или Гимн пороку

- Поставить сегодня мюзикл "Кабаре" – это, безусловно, очень амбициозный шаг, ты вступаешь в невольное соревнование с великими и легендарными, которых все равно переплюнуть не удастся, – говорит Евгений Писарев. – Плюс это первая лицензионная постановка в Москве за всю историю мюзикла "Кабаре". С новой режиссурой, новой сценографией и новой хореографией. …Последние дни Веймарской республики. Балаганное непристойное истерическое веселье в заведении где-то на берлинских задворках. Мир ожидаемого порока (причем дешевого) в кабаре 1931 года Евгений Писарев и художники Зиновий Марголин и Виктория Севрюкова представили весьма наглядно и совсем не празднично. Хотя канкан, конечно, будет. Но без блесток и перьев. И знаменитые хиты прозвучат под превосходное сопровождение оркестра (музыкальный руководитель постановки и дирижер Евгений Загот, дирижер Мариам Барская), причем на языках оригинала, с субтитрами на русском на двух мониторах по бокам сцены. Но тут все понятно и без слов. Безбашенные "герои", адепты первой чакры, в этом "заповеднике", празднуют День Сегодняшний – без оглядки на вчера или завтра, пусть и в тени бездны подступающего фашизма. О ней напоминают мрачные декорации – заваливающиеся глыбы серых домов... Жизнь, похоже, здесь спряталась только в этом логове разврата, которое и станет символом распада Германии. Это как бы гетто наоборот, пир накануне чумы, грозы, катастрофы, о которой затем напомнит один из хитов нацистов — знаменитый "Завтра принадлежит мне". Но это будет во втором акте. А в первом вас будут шокировать и провоцировать бордельными нравами аморальные персонажи в неглиже, отчаянно танцующие (весьма радикальная хореография 27-летнего Дмитрия Масленникова), поющие и предлагающие себя во всех мыслимых и немыслимых позах. Причем мужчины смело выйдут в женских корсетах (!), женщины более скромно – в нескольких лифах и трусах (придумка Виктории Севрюковой)... Не столько эротично, сколько пошло, поморщитесь вы... Впрочем, сам режиссер признался в одном интервью, что его цель в первом акте была – вызвать отвращение у зрителей. Что ж, он своего добился — кое-кто из зрителей спасался бегством при виде этого "пожара в нетрадиционном борделе". Но все-таки не зря создатели назвали спектакль не просто мюзиклом, а музыкальной драмой. Поэтому нужно набраться терпения. Все-таки здесь герои не просто музыкально рекламируют половую раскрепощенность, но активно вербально коммуницируют, строят и разрушают отношения. И актеры потому здесь универсальные, синтетические. В роли Салли Боулз — конечно же, любимая режиссером Александра Урсуляк с ее превосходным вокалом (в паре с ней играет Юлия Чуракова). Денис Суханов по очереди с Олегом Савцовым показывает чудеса эквилибристики своего порочного Конферасье с его анекдотами на пять, десять и пятнадцать лет... Великолепен и красочен весь разнокалиберный "штат" кабаре — манерных, пластичных, изящных, толстых, красивых, страшных... Все они, как шестеренки часового механизма, азартно вращают колесо своей непростой судьбы. Драматическую линию неожиданно развивает история второстепенных героев – владелицы дешевого пансиона фрау Шнайдер и владельца фруктовой лавки герра Шульца. Эту пожилую пару в одном составе играют Татьяна Владимирова и Владимир Николенко, а в другом — Александр Сирин и Елена Шанина. Это сюжет о том, как страх уничтожает лучшие человеческие чувства (фрау Шнайдер отвергает жениха, герра Шульца, только потому, что он еврей) придает спектаклю особую пронзительную ноту. Пожалуй, только этих героев реально жалко в их непростой ситуации. Остальные вызывают любопытство, сходное с интересом посетителей зоопарка, наблюдающих за брачными играми приматов. Личные драмы здесь намечены пунктиром за каскадом зонгов и канканов... Но таковы законы жанра, и превосходные артисты безукоризненно следуют директиве. Шоу ведь must go on. Даже если пропасть пристально вглядывается сегодня уже в тебя, совсем не берлинца, а москвича... Летом, правда, "Кабаре" (точнее, театр) в отпуске. Следующий спектакль (билеты в партер – 16 тысяч) намечен на 3 сентября.

"Кабаре" по-московски, или Гимн пороку
© Ревизор.ru