Почему киношникам стыдно быть патриотами
Уехали актриса Чулпан Хаматова и кинокритик Антон Долин, отказался проводить фестиваль «Кинотавр» и вообще работать в России Александр Роднянский. Продюсер фильма «Сталинград» сказал, что не может творить в стране, которая «ведет войну». Что происходит? Почему наши творческие люди, которые могли бы создавать российские фильмы, вдруг так себя повели?
Начнем с того, что ни в одной стране мира нет понятия «интеллигенция». Только в России. Наша интеллигенция — это не западные интеллектуалы, какие-нибудь вузовские профессора. Она попроще, поскольку выросла из разночинцев, имеющих прозападные либеральные ценности. А поскольку эти ценности всегда отвергались властью, то в среде интеллигенции стало признаком хорошего тона власть не любить. Быть патриотом здесь — дурной тон. Когда какой-нибудь актер, режиссер или попсовый певец признается, что любит Родину, то зачастую это выглядит как каминг-аут. Вид у такого человека вызывающий и одновременно чуть виноватый. Мол, вот, я патриот, с этим тоже живут.
Также надо понимать, что вся эта культурная оппозиция, без которой якобы наш кинематограф не обойдется — не творческая элита. Нет, это всего лишь люди, причисляющие себя к интеллигенции, в среде которой принято не любить любую власть. По своей сути они ничем не отличаются от советских кухонных диссидентов. Просто их кухни теперь где-нибудь в Прибалтике или США — если денег побольше. Но поражены они тем же совковым синдромом.
Я не уверен, что в связи с их отъездом наш кинематограф и культура в целом как-то обеднеют. Их место займут другие люди с менее зашоренными взглядами, не разделяющими набор ментальных штампов, интеллигенции свойственных. Практически все великие творцы жили в России. А те, кто уезжал, все равно возвращались. Культурный вес эмиграции и культурный вес творцов, живущих в России, несопоставимы. Так было и, думаю, всегда будет.