Войти в почту

Итальянский эксперт полагает, что обнаружил еще один портрет "Джоконды" Леонардо да Винчи

РИМ, 21 июня. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Национальный комитет по оценке культурного наследия, некоммерческая организация, занимающаяся изучением творчества Леонардо да Винчи, обнародовал результаты нового исследования, согласно которому Леонардо да Винчи написал еще один портрет "Джоконды", который предшествовал полотну, выставленному в Лувре. Об этом во вторник рассказал корреспонденту ТАСС основатель комитета Сильвано Винчети, подчеркнув, что к исследованию были привлечены авторитетные специалисты.

"Не секрет, что художники часто использовали для своих картин старые холсты. Сам Леонардо часто зарисовывал свои наброски - под "Джокондой" в Лувре обнаружены как минимум три слоя", - рассказал собеседник агентства. По его словам, современные технологии позволили извлечь нижний слой с картины более позднего времени, и сейчас эта работа, которая, по его утверждению, принадлежит кисти Леонардо, находится в частных руках в Швейцарии. Ее отличия от знаменитой картины в Лувре, как следует из представленных материалов, заключаются в том, что женщина более молодого возраста сидит в обрамлении двух колонн. В поддержку этой версии приводится аргумент о том, что похожие картины, обнаруженные в США, принадлежат ученикам Леонардо Джан Джакомо Капротти, известному как Салаи, и Франческо Мельци. Они изображали женщин на фоне колонн. "Крайне маловероятно, чтобы ученики добавляли свои элементы. В мастерских было принято неукоснительно следовать наброскам мастера, а, значит, Леонардо писал колонны", - пояснил Винчети.

Кроме того, он полагает, что в момент предположительного начала работы над портретом - в первые годы XVI века - во Флоренции бывал Рафаэль, который встречался с Леонардо и мог видеть набросок с колоннами. После этого Рафаэль создал несколько портретов аристократок в схожем стиле, в том числе с колоннами - "Девушку с единорогом".

Винчети не сомневается в том, что на обоих портретах Леонардо изображена жена богатого флорентийского купца Дель Джокондо Лиза Герардини, как это утверждал историк Возрождения Джорджо Вазари, автор жизнеописания художников.

Другой исследователь творчества Леонардо да Винчи, участник различных научных комитетов по атрибуции, Алессандро Веццози призывает к большой осторожности в вопросах, касающихся наследия художника. О его жизни известно немного, вот почему его работы порождают невероятное число легенд и самых невероятных предположений. Но даже Веццози разделяет мнение о том, что портретов "Джоконды" могло быть два. "В вопросах атрибуции никогда нельзя ставить точку. Даже если я занимаюсь определением авторства, всегда завершаю работу вопросительным знаком", - признался Веццози. "Возрождение намного сложнее, чем кажется. Было гораздо больше талантливых мастеров, чем те, чьи имена знакомы обывателю", - добавил ученый.