В московском Театре наций запела «Канарейка»

В эти дни в Государственном театре наций в Москве — премьера спектакля об оперной диве Марии Каллас. В главной роли — Сати Спивакова.

В московском Театре наций запела «Канарейка»
© BFM.RU

Спивакова играет Каллас последних лет — одинокую, давно ушедшую со сцены, не отличающую реальность от опер, в которых она когда-то блистала. Название «Канарейка» — потому что так Марию называл ее возлюбленный, миллиардер Онассис. Кому-то покажется, что тут много штампов о судьбе оперной дивы. С другой стороны, как иначе, если героиня вспоминает самые счастливые и несчастные моменты из своей жизни?

У Сати Спиваковой — музыкальная семья, своя программа о музыке на канале «Культура». Она прослушала огромное количество записей, знает про разные периоды жизни Каллас. А еще была знакома с оперной дивой через одно рукопожатие:

— Был такой выдающийся музыкальный импресарио — Мишель Глотц. Более десяти лет он работал с моим супругом. Он был одним из агентов Марии Каллас, начиная с конца 1950-х до самого ее ухода. Конечно, у меня было ощущение, что я знала Каллас по рассказам Мишеля.

— Это не первое художественное произведение, посвященное этой женщине. Есть даже ваши друзья, которые снимались и играли в спектаклях, в фильмах, посвященных ей. С кем советовались?

— Вы намекаете на Фанни Ардан? Фанни — это не просто подруга, можно сказать, что это муза. Каждый раз, когда я кидаюсь в какой-то новый проект и мучаюсь сомнениями, она говорит: «Не думай, надо — делай». И тут я видела Фанни в фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда» и в пьесе Макнелли «Мастер-класс», поставленной Поланским. Конечно, она мне много советовала, но она шла в поисках образа совсем другим путем. Помню, она сказала мне: «Я демонстративно не хочу смотреть никакие документальные фильмы, это меня собьет. Я слушаю, слушаю, слушаю». Мне было важно посмотреть все, что снято документалистами. Важно понять пластику, природу взгляда, как она смотрит, в какие периоды жизни, она по-разному даже смотрит.

В следующем году — столетие Марии Каллас. Создатели спектакля хотели еще раз вспомнить про нее, попытаться исследовать ее внутренний мир. В этом в том числе помогает необычная декорация — смарт-стекла, или зеркала. Как они работают с технической точки зрения — театральный секрет, замечает режиссер спектакля Дмитрий Сердюк:

Дмитрий Сердюк актер, режиссер «Самое главное, мы видим, что происходит, из зала. Это ее внутренний мир, эти персонажи, которые появляются за зеркалом, это ее взаимоотношения с сестрой, с ее первым мужем. Потом, очень важно, как мне кажется, это ее взгляды на саму себя, когда не стекло, но зеркало, когда она общается сама с собой, с персонажами, которых она исполняла. Мне как режиссеру было крайне интересно посмотреть на артиста дома, когда он не La divina, а когда он в окружении домработницы, водителя, помощника по дому, личного врача, и тогда остается совсем мало времени. Есть такой образ, когда свечка гаснет, она дает последний яркий огонь. Как мне кажется, час сорок этого спектакля — это тот самый яркий огонь перед тем, как она уйдет навсегда, но останется голос».

В мае в Россию планировали привезти спектакль «Мария Каллас. Воспоминания в письмах» с Моникой Беллуччи. Играть должны были в Театре имени Вахтангова. Билеты раскупили еще зимой, но по понятным причинам теперь отменили. Даже если оба спектакля вышли бы одновременно, это были бы разные взгляды на одного великого человека. В Театре наций свою версию истории про Каллас на Малой сцене начали готовить больше года назад. Билеты проданы в том числе на сентябрьский показ. Легенда дает продажи, как и где про нее ни играй.