Впали в безумие. Новый блокбастер Marvel «Доктор Стрэндж 2» наконец вышел в сети. Оправдывает ли он ожидания?
В сети наконец вышел блокбастер «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли главного колдуна киновселенной Marvel. «Лента.ру» разбирается с тем, удалось ли режиссеру «Зловещих мертвецов» Сэму Рейми сохранить лицо, угодив в жернова монструозной марвеловской мыльной оперы.
Волшебнику Стивену Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч) снится кошмар. Волосы странно причесаны, вокруг творится какой-то магический беспредел, а ему необходимо спасти какую-то девочку, умеющую перемещаться между мирами. Вскоре Стивен встречает героиню сновидения (в финале которого он погиб) прямо в Нью-Йорке — в компании гигантского головоногого циклопа. Разделавшись с монстром, Стрэндж выясняет, что девочку зовут Америка Чавес (Сочил Гомес), и она, действительно, умеет проделывать звездообразные дыры между мирами — правда, совершенно не умеет управлять этим талантом. Решив, что девочка нуждается в защите, Стрэндж отправляется в гости к Алой Ведьме Ванде Максимофф (Элизабет Олсен), которая мирно поливает яблони у себя в саду. Впрочем, идиллия не способна ввести колдуна в заблуждение. Он понимает, что Ванда задумала завладеть способностями Америки, чтобы воссоединиться с детьми, которые есть у ее версий в других вселенных. Противостояние двух самых сильных волшебников в мультивселенной обернется турне по нескольким мирам, а также интересными встречами — в том числе, с по-разному неприятными собственными версиями героев.
Кевин Файги, продюсер и мозг киновселенной Marvel, явно всерьез полагает, что его детище способно заместить собой весь развлекательный кинематограф. Надо признать, что усилия для достижения желаемого прикладываются действительно колоссальные. Судите сами: на марвеловском экране к настоящему моменту толпятся представители едва ли не всех возможных рас, национальностей, вероисповеданий и сексуальных ориентаций; в жанровом отношении картины тоже варьируются в диапазоне от боевика с условным Джеки Чаном («Шан-чи и легенда десяти колец») до сусальной космогонии «Вечных»; более того, Файги умудряется расширять вселенную еще и в прошлое, подтягивая в кадр предыдущие инкарнации Человека-паука в «Нет пути домой», например.
Той же грандиозной цели, как ни странно, сыграла на руку пандемия коронавируса. В других обстоятельствах выход комиксового гиганта на малые экраны получился бы менее победительным, однако посаженное под домашний арест человечество было вынуждено смотреть марвеловские сериалы на Disney+, обеспечивая им рейтинг. Особенно это касается «Ванды/Вижна» — самого экспериментального проекта в линейке. Эта осознанно тревожная и дискомфортная стилизация под американские ситкомы рассказывала о том, как Ванда Максимофф проживает травму, связанную с потерей возлюбленного Вижна. Именно у них появились дети, которых Ванда в финале лишилась, обеспечив завязку сиквелу «Доктора Стрэнджа».
Поставил «В мультивселенной безумия» Сэм Рэйми — автор «Зловещих мертвецов» и трилогии про Человека-паука с Тоби Макгуайром. Рэйми — новейшее приобретение Файги, который распространяет свое влияние и посредством расширения парка постановщиков. У Рейми, вообще-то вполне себе живого классика, давным-давно не было по-настоящему успешных (и больших) фильмов, в интервью он и вовсе рассказывает про то, что пережил период выгорания. В этом несколько ослабленном состоянии его и подобрал, по всей видимости, Файги, посулив баснословный бюджет и полную авторскую свободу. К последнему пункту у Marvel, правда, всегда есть ключевое примечание: любой фильм киновселенной это не самостоятельное произведение, а глава эпопеи (или, скорее, серия мыльной космооперы).
В новом «Докторе Стрэндже» (как и в «Нет пути домой» или «Шан-чи») эти установки ощущаются самым драматичным образом. На шутки и трюки у Рейми есть четко отведенное время между поворотами сюжетных шестеренок. То же, кстати, касается и находок сценариста Майкла Валдрона («Рик и Морти»). В придуманном им же сериале «Локи» пресловутого безумия было все-таки побольше — не в последнюю очередь из-за хронометража. В «Докторе Стрэндже» Валдрон узнается разве что в сквозном пролете через множественные вселенные, в процессе которого герои в какой-то момент превращаются, среди прочего, в потоки краски.
От Рейми, в свою очередь, «В мультивселенной безумия» появились... правильно, живые мертвецы и несколько более мрачное, чем обычно в этой франшизе, чувство юмора. Зарубежные критики на все лады провозглашают революцию: в мир Marvel пришел хоррор! Однако революцией это могут счесть разве что самые отчаянные гики — для прочих зрителей в год выходит с десяток недурных ужастиков, которые, к счастью, обходятся безо всяких супергероев. Появляется в кадре и Брюс Кэмпбелл — неизменный Эш из «Зловещих мертвецов», без которого не обходится ни один из фильмов Рейми.
Кэмпбелл сыграл здесь продавца пиццы в шариках, неосмотрительно нахамившего Стивену Стрэнджу. За это чародей накладывает заклятие, согласно действию которого торговец постоянно дает себе пощечины. Как-то так себя наверняка почувствуют и некоторые зрители, которым под воздействием общественного мнения приходится тратить два часа жизни на очередной фильм дорогостоящего боевого фэнтези. В самом деле, последние марвеловские фильмы выглядят как многомиллионный фанфик о приключениях полюбившихся героев. Причем в нем нет ни настоящей драмы, ни ярких метафор, корреспондирующих со зрительской реальностью. Традиционно достойный Камбербэтч и уверенно солирующая Олсен — все-таки недостаточная причина для восторгов. Да, на уровне мотивов здесь чуть больше глубины и остроты, но эти линии даны не пунктиром даже, а хэштегами. Да и за безумием лучше все-таки обратиться к первоисточнику — «В пасти безумия» Джона Карпентера.
Фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness) вышел на Disney+