«Выступать с Джигарханяном – удача». Пашутин пел в хоре Дворца пионеров и играл в театре на Ломоносовском

Народный артист России Александр Пашутин – один из рекордсменов по количеству ролей в отечественном кинематографе, работал с такими режиссёрами-мэтрами, как Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Андрон Кончаловский и Светлана Дружинина. Знаменитый актёр рассказал о легендарных местах, сыгравших важную роль в его жизни – знаменитом Московском Дворце пионеров на Воробьёвых горах и Драматическом театре Армена Джигарханяна.

«Выступать с Джигарханяном – удача». Пашутин пел в хоре Дворца пионеров и играл в театре на Ломоносовском
© Вестник района Гагаринский

ПИОНЕРСКОЕ ДЕТСТВО

– Александр Сергеевич, ребёнком вы были приняты в качестве солиста в ансамбль песни и пляски столичного Дворца пионеров под руководством В. С. Локтева. Как вы попали в этот прославленный детский коллектив?

– Послевоенные дети концерты прямо на улицах давали. Я выходил из-за сушившегося белья, как из-за кулис, сам себя объявлял и пел. В детском саду тоже постоянно горланил песни, поэтому мама решила отдать меня в хор. Тогда Дворец пионеров располагался ещё в переулке Стопани (сейчас Огородная Слобода. – Ред.) в старом купеческом доме, потом уже построили роскошное здание на улице Косыгина. Это был 1950 год. Мне повезло: знаменитый советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Сергеевич Локтев взял меня в свой коллектив. Во Дворце пионеров были одновременно и большой хор, и оркестр, и танцевальная группа. Оперная певица Тамара Синявская тоже там занималась, мы с ней даже на катке вместе катались. Пять лет как закончилась война, страна в разрухе, но детскому творчеству уделялось огромное внимание. Какие площадки у нас были для выступлений: Концертный зал имени Чайковского, Колонный зал Дома союзов, Большой зал Консерватории. Я пел даже на сцене Большого театра, представляете? Мы ездили на гастроли: Рига, Вильнюс, Таллин, Киев. Участвовали даже в правительственных концертах. Помню, как пели «Кантату о Родине» 8 марта 1954 года, – мы были первые, кто выступал в Георгиевском зале Кремля, там, где сейчас президент вручает награды. В Большом театре есть две ложи для особенно важных гостей – царская и правительственная, которая расположена справа от сцены. Репетиция, я иду по сцене и вдруг вижу: прямо передо мной – Хрущёв, Маленков и Молотов! Я споткнулся, чуть не упал в оркестровую яму, но сумел удержаться и пошёл дальше с флагом. До сих пор помню своё шоковое состояние! Вот так, чуть ли не на расстоянии вытянутой руки, увидеть перед собой главных лиц государства!

– Когда Дворец пионеров переехал на Косыгина, бывали там?

– Много раз. И просто так заходил туда, и в концертах выпускников участвовал. Совсем недавно пел там с детским хором песню фронтового шофёра. Там есть зал, где висит табличка «Здесь репетировал заслуженный деятель искусств Владимир Сергеевич Локтев». Конечно, я испытал массу приятных чувств, окунувшись, как в детстве, в атмосферу Дворца пионеров, почувствовав его родной запах. У нынешних воспитанников, конечно, другой хормейстер – все мои педагоги уже ушли из жизни. Но высочайший уровень исполнения, слава богу, сохранился и в пении, и в танцах. Правда, сейчас уже дети перешли на рок-нролл, твист, в моё время такого не было.

– Какие гастроли с легендарным Дворцом пионеров вам особенно запомнились?

– Это поездка В Киев. Я был там на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией в 1954 году. Мы с хором пели на центральном стадионе Киева им. Н. С. Хрущёва. Одну песню я даже солировал! И будущая легенда Большого театра Тамара Синявская там солировала тоже. Потом всем участникам хора вручили подарки. Помню, как нам дали вышитые рубашечки и по коробке конфет. Я даже запомнил цвет той коробки – зелёный!

ДРУЖБА С ЛЕГЕНДОЙ

– Вы снялись более чем в 200 фильмах. Съёмки в какой картине оставили больше всего воспоминаний?

– Это картина Сергея Микаэляна – производственная драма «Премия». Там были сплошные звёзды: Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Михаил Глузский, Нина Ургант и многие другие. Все первые артисты, и вдруг пригласили меня, совсем неизвестного в то время актёра, на роль бригадира Кочнова. Мы вместе со Светкой Крючковой пробовались. Мне оператор Володя Чумак потом рассказывал, как худсовет «Ленфильма» кинопробы отсматривал: «Джигарханян – одарённый, да. Леонов – чудесный. А этот Пашутин, который играет бригадира, – он настоящий строитель? Вы взяли его со стройки?» Наверное, это и есть самый большой комплимент для актёра. Часть съёмок «Премии» проходила в Прибалтике. Юрмала, лето, идём с Джигарханяном в ресторан. Заказываем еду, потом приносят счёт, а Джигарханян: «Сынок, подожди» – и мой чек забирает.

– Армен Борисович, у меня есть деньги.

– Когда будешь зарабатывать столько, сколько я, тогда и поговорим.

Всегда за меня платил, мне было так неудобно! Но потом я другим людям тем же отплачивал – старался всегда помогать начинающим актёрам. Джигарханян меня потом пригласил в свой театр сыграть в спектакле «Возвращение домой» английского драматурга Гарольда Пинтера.

– И что вы ответили на это предложение?

– Конечно же, согласился. Я сразу пришёл к нему в театр, увидел, что материал замечательный. армен Борисович говорил после спектакля: «Шура, молодец, сынок». Время, когда я играл в театре Джигарханяна, могу назвать одним словом: счастье. Работать с арменом Борисовичем на одной сцене – огромная удача. Партнёр он потрясающий! конечно, великий актёр, на уровне жана Габена. И мудрейший человек был. Я его очень любил. Много осталось самых разных воспоминаний. Помню, мы с Джигарханяном сидели в гримёрной, а у него на руке сверху наклеена какая-то штука. Он мне объяснил, что это никотиновый пластырь: «Шура, какой я был дурак, курил с 6 лет. А сейчас запаха табака выносить не могу». так он бросил курить. Или едем на гастроли с театром Джигарханяна. Армен Борисович всегда предупреждал: «Шура, даже куска хлеба с собой не бери!» Мы же в то время еду с собой в поездки брали. Но его везде встречала армянская диаспора. Приглашали в гости, а он всегда брал меня.

«В ЭТОМ ТЕАТРЕ ВСЕГДА ШЛА КЛАССИКА »

– Сегодня Пашутин – знаменитый актёр, мэтр. А как всё начиналось?

– Я рано начал в массовке сниматься, хотелось как-то «засветиться», думал, вдруг меня кто-нибудь увидит из режиссёров или ассистентов. В общем, вёл себя как каждый молодой человек, мечтающий стать актёром. Я снимался потом и студентом в массовке. Когда служил в театре, тоже бегал в массовых сценах. Там платили хоть и небольшие, но деньги, которые в то время были на вес золота. За работу в массовке я получал больше, чем у меня была зарплата в театре. Многие начинали как я. Евгений Урбанский, великий актёр, открывал двери киностудий и своим шикарным тембром спрашивал: «Здравствуйте! Вам хорошие артисты не нужны в массовку?» А потом его сняли в фильме «Коммунист» – и всё, понеслось… Пошли значимые роли.

– А как вам работалось на «Возвращении домой» с тогда ещё молодым режиссёром Сергеем Газаровым, теперешним художественным руководителем «Прогресс сцены Армена Джигарханяна» на Ломоносовском проспекте?

– Замечательно! Серёжка чудесно работал. И сам Армен Борисович очень любил эту постановку. Недаром его роль Макса в спектакле «возвращение домой» отмечена премией смоктуновского. Я рад, что Сергей Газаров возглавил театр, основанный Джигарханяном. Его дебют в качестве худрука – «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину – прекрасный. В этом театре всегда шла классика.

– Кстати, насчёт классики. Что вы думаете по поводу того, что на Западе запрещено теперь ставить многие произведения классической русской литературы?

– Я толькотолько вернулся с Международного кинофестиваля «Кабардино-Балкария-100» в Нальчике, который прошёл при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Кабардино-Балкарии. Конечно, после творческих вечеров мы устраивали дискуссии по поводу происходящего сегодня в мире. Как можно запретить русскую культуру? Ну дикие люди! Покажите мне государство, у которого столько великих людей, гениев, как у России. Наша культура давно уже стала неотъемлемой частью мировой. Пьесы Чехова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Евгений Онегин» Пушкина ставят во всём мире. Изъять эти произведения невозможно.

ДОСЬЕ

• Родился 28 января 1943 года в Москве.

• В 1968 году окончил Школу-студию МХАТ.

• Сыграл более 200 ролей в кино: «Хождение по мукам», «Гардемарины, вперёд!», «Премия» и др.

• Женат трижды. Третья супруга Любовь моложе на 13 лет.

• У актёра 7 внуков.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ