Директор Моспродюсера: Все только начинается
30 июня Московскому продюсерскому центру исполняется восемь лет. Под каким девизом они прошли, о главных проектах и планах на ближайший год рассказал директор центра Андрей Петров.
— Андрей, какой путь Моспродюсер проделал за восемь лет? Что изменилось?
— Если бы мне в 2014 году сказали, что однажды все будет так, как сейчас, я бы вряд ли поверил. На старте у нас была молодая команда из 30 человек, небольшой офис, но главное — идеи, которые поддержал Департамент культуры Москвы. И вот спустя восемь лет в нашей команде уже больше 200 человек, мы управляем несколькими культурными центрами в разных районах, в нашем портфеле — свыше 20 постоянно действующих проектов, которые направлены на поиск, поддержку и продвижение талантливых ребят. Если проанализировать наш путь, то это было захватывающе. На протяжении восьми лет мы олицетворяли известную пословицу: глаза боятся, а руки делают.
— И что было сделано за последний год?
— Из важного: мы запустили четыре больших проекта, расширили географию участников проектов и в рамках одного из них, «Вера в музыку», провели Insider Fest — фестиваль в поддержку людей с ментальными особенностями. Более того, ко Всемирному дню психического здоровья Моспродюсер совместно с международной музыкальной компанией OneRPM выпустил сборник треков резидентов лейбла Аутсайдервиль. Он объединяет артистов с ментальными особенностями.
Для многих из них музыка — это не просто способ справиться с какими-то внутренними переживаниями, сложностями, а подчас единственный канал коммуникации с внешним миром. Выпустить трек, который появится на стриминговых платформах, то есть его можно будет загрузить, скачать, — важно для любого артиста, а для артиста с особенностями — вдвойне, ведь это еще и большой толчок к самореализации. И мне приятно, что мы приняли в этом непосредственное участие, и обязательно продолжим начатую работу.
— В чем, с учетом полученного опыта, Моспродюсер видит свою миссию сейчас?
— В отличие от классического продюсерского центра, мы занимаемся продюсированием не артистов, а проектов, нацеленных на творческих людей. То есть наша миссия — стать системой социальных лифтов для всех, кто хочет профессионально или на любительском уровне состояться в сфере современного искусства, музыки, независимого театра и так далее. Для этого мы и запускаем всевозможные проекты, которые помогают представителям самых разных направлений искусства не только проявить себя, но еще и вырасти как артист. С нами можно найти площадку для репетиций, получить обратную связь от признанных экспертов, выйти на большую сцену и найти новую аудиторию.
— Что для этого нужно?
— Желание. Чтобы стать нашим резидентом, достаточно заполнить анкету на сайте mosproducer.ru. Мы ведем базу артистов, художников и музыкантов. Постоянно взаимодействуем с ними, первыми информируем о всех проектах, которые проводим сами или с кем-то в партнерстве. Поэтому у наших резидентов есть возможность поучаствовать в мероприятиях самых разных форматов — от концертов на площадках города до ток-шоу и других программ на радио и федеральных телеканалах. Этой зимой, например, в Медиарубке Парка Горького мы делали серию концертов, на которых выступали ребята только из нашей базы.
— У Моспродюсера много проектов, но, наверное, один из самых известных — «Уличный артист». В этом году у него появилось новое направление — «Уличный артист в парках». В чем принципиальное отличие?
— «Уличный артист» — это система онлайн-бронирования, с помощью которой любой, кто хочет выступать на открытых площадках города, может выбрать двухчасовый слот и выйти в народ со своим творчеством. Никаких прослушиваний, отборов, конкурсов — полная свобода. Такой формат для парков, которые все-таки являются учреждениями культуры, и у каждого из них есть своя стилистика, концепция, не совсем подходит.
Поэтому мы решили запустить проект-сателлит: собрали заявки от артистов, которые хотят выступать в парках, и для финалистов организовали живые прослушивания с участием представителей самих парков. Они и выбрали артистов, которые органично впишутся в пространство той или иной площадки.
— Каких самых необычных артистов можно встретить в парках?
— В пилотном сезоне выступят 113 творческих коллективов, вокалистов, художников, танцоров, мимов — уличные артисты представляют самые разные жанры. И здесь проще перечислить стандартные форматы, чем нестандартные. Любой уличный артист понимает: у него есть буквально несколько секунд, чтобы чем-то зацепить прохожего, который идет куда-то по своим делам. Поэтому каждый старается как-то выделиться, придумать что-то интересное.
Среди участников проекта есть иллюзионисты, ребята, которые играют на самодельных музыкальных инструментах, делают арт-перформансы или позиционируют себя как иронический сентиментальный оркестр, исполняющий терапевтический арт-шансон.
— Интересная компания, надо будет прогуляться по паркам.
— Этим наш проект и хорош. Еще несколько лет назад уличные артисты воспринимались как какой-то маргинальный феномен, но нам удалость показать, что это огромное сообщество ярких, талантливых людей. У нас есть совместный проект с метрополитеном «Музыка в метро». Из-за пандемии нам пришлось поставить его на паузу, но уже в июле стартует новый сезон. А до этого в 2019 году конкурс среди участников проекта был выше, чем в Московскую консерваторию: больше семи коллективов на место. И, что особенно приятно, это не только начинающие музыканты, но и люди с серьезным музыкальным образованием, популярные группы. Наши прослушивания больше похожи на концерты профессиональных исполнителей.
— Вернемся в парки, где сейчас также звучат композиции победителей 13 сезона проекта «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках». Кто обычно в нем участвует, кому он интересен и чем может быть полезен?
— Особенность проекта в том, что он проходит два раза в год: зимой и летом. Рассчитан на артистов с авторским материалом, который они хотели бы презентовать. Композиции победителей потом играют в парках, создавая настроение посетителям. Каких-то специфических требований нет. Главное, чтобы композиции были оригинальными — а это могут быть не только песни, но и просто инструментальная музыка — и хорошо звучали в местах, где люди гуляют, отдыхают. Поскольку критерии отбора достаточно общие, мы особенно тщательно формируем экспертную комиссию, в которую обязательно входят музыкальные редакторы телеканалов и радиостанций, опытные артисты, представители музыкальных дистрибьютеров, лейблов — то есть люди, которые каждый день профессионально слушают музыку и разбираются в ее качестве.
Что касается участников, проект пользуется огромной популярностью: в этом сезоне мы получили заявки от музыкантов из 85 городов 9 стран. И это вполне объяснимо. Помимо того, что это просто приятно, когда твоя музыка звучит в хорошем месте, так еще и отличный инструмент для продвижения творчества. За сезон московские парки посещают больше десяти миллионов человек — огромная аудитория потенциальных слушателей.
Почти у всех на телефонах стоит Shazam (бесплатная программа, которая помогает узнать, какая музыка играет прямо сейчас — «ВМ»), если кому-то понравилась твоя песня, он ее тут же распознает, скачает и добавит к себе в плейлист. И, действительно, артисты отмечают кратный рост узнаваемости и популярности тех треков, которые попали в наш проект.
— Последние два года вы активно работаете с современными художниками. Почему решили обратить на них внимание?
— У современного искусства огромный потенциал с точки зрения преображения городских пространств. Но художники вне системы, они не совсем понимают, как взаимодействовать с разными структурами. И мы решили помочь им заявить о себе. Развивать это направление начали с проекта «Искусством вовнутрь». Мы как раз обживали здание нашего главного офиса и решили, что это отличная площадка для экспериментов. Пригласили ребят из стрит-арта и дали им поле для самореализации. Так уличное искусство получилось интегрировать в интерьерную среду.
Это был интересный опыт, на основе которого родился всероссийский арт-проект «Контуры Культуры». В этом году мы его реализуем впервые: победители переосмыслят и в каком-то роде перезагрузят пространства 26 культурных центров и библиотек Москвы, а также создадут девять арт-объектов на основе лавочек, информационных стендов, стел и грузового контейнера.
— Какие сюжеты предлагают художники, что они будут рисовать на стенах учреждений культуры?
— Мы предложили ребятам на своем уникальном художественном языке порассуждать о направлениях искусства, о каких-то феноменах, которые ассоциируются с культурными центрами и библиотеками. И, как всегда бывает с современным искусством, на выходе получили взрыв разнонаправленного креатива. Где-то на картине будет целый город, где-то оживут литературные персонажи, а где-то — абстракция, в которой каждый увидит что-то свое. Художники уже приступили к работе и, думаю, к осени мы уже сможем оценить результаты их творчества.
— Одна из картин украсит стены Моспродюсера. Какие-то особенные требования были при отборе?
— В нашем здании уже достаточно много современного искусства, поэтому мы выбрали автора, который, на наш взгляд, украсит и дополнит эту палитру. Работа будет выполнена в стиле неопуантилизм.
— А какие еще стили, жанры используют участники проекта?
— Самые разные — вплоть до того, что придумывают свои. Например, у нас во дворе стоит арт-объект, созданный в рамках проекта «Искусством вовнутрь». Это бывший газетный киоск, который художник Антонио Lebedef расписал в своем авторском стиле «глитч-сюрреализм».
— Моспродюсер поддерживает художников, артистов, музыкантов, независимые театры… Что с кино? Есть ли у вас планы спродюсировать или, возможно, снять свой фильм?
— Пока киноискусство как отдельное направление в нашем портфеле не представлено, но, поскольку мы всецело погружены в культуру, шоу-бизнес, творчество, так или иначе с ним соприкасаемся. Так, певица Margosha, благодаря нашему проекту «Плейлист Моспродюсер | Музыка в парках», с треком «Ваня» попала в один из топовых и нашумевших сериалов последнего времени «Беспринципные». В жюри проекта сидел Денис Шарко, директор музыкального агентства, услышал песню и связался с артисткой.
У нашего подразделения «Арт-платформа» есть проекты, в рамках которых они создают что-то очень похожее на кино. И вот как раз сейчас мы завершаем прием заявок от желающих принять участие в нашем совместном проекте с киностудией имени Горького и Союзмультфильмом «Soundtrack». Артисты, которые исполняют кавер-версии различных песен, по-своему интерпретируют бессмертные кинохиты.
— Проект проводится в третий раз. По вашим наблюдениям, какие песни больше всего популярны среди участников?
— В 2020 году абсолютными лидерами были песня «Нежность» из кинофильма «Три тополя на Плющихе» и «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал». А в прошлом году к нам присоединился Союзмультфильм, и больше всего каверов было на «Колыбельную медведицы», «Прекрасное далеко» и «Чунга-чангу». Что будет в этом году, посмотрим. Лучшие треки прозвучат на финальном концерте в августе.
— В день рождения начинается новый этап, какие планы на ближайший год?
— На самом деле, их очень много. Надеюсь, что повестка городских мероприятий, наконец-то, войдет в доковидный ритм, и мы на полную мощность развернем один из наших любимых проектов — «Лайн-ап #Моспродюсер». Это конкурсный отбор артистов для участия в таких праздниках, как День города, День молодежи, Московский выпускной и многие другие. Солисты и творческие коллективы получают шанс выступить на самых крутых сценах Москвы.
Будем развивать Insider Fest. Уверен, «Уличный артист в парках» зарекомендует себя и станет нашим постоянным проектом. Совместно с этнографическим парком «Этномир» планируем создать арт-резиденцию для молодых художников. И, по принципу нашей школы шоу-бизнеса, хотим открыть школу арт-бизнеса: практикующие эксперты из сферы современного искусства раскроют секреты мастерства. Кроме того, работаем над созданием цифровой платформы. Это будет мобильное приложение, где не только мы будем размещать информацию о своих проектах, но и артисты, художники смогут рассказать о себе.
У нас есть девиз: «Все только начинается». И очень хочется, чтобы, независимо от масштабов наших успехов, мы не забывали об этом и продолжали искать что-то новое, придумывать и запускать интересные проекты.