Памяти Ричарда Тарускина (2 апреля 1945 – 1 июля 2022)
В США (г. Окленд, Калифорния) скончался Ричард Тарускин – выдающийся музыковед, исследователь музыкальной истории и культуры от эпохи Возрождения до новейшей музыки.
Одной из важнейших тем научных изысканий Тарускина, происходившего из семьи эмигрантов из России и прекрасно владевшего русским языком, была русская музыка: прежде всего оперное творчество композиторов XIX века и творчество Стравинского, а также Прокофьева и Шостаковича. Благодаря научным открытиям Тарускина, его новаторским подходам к незыблемым, казалось бы, принципам изучения истории музыки, значительно расширились горизонты музыковедения. В частности, умножился интерес к русской и советской музыке в Европе и США. В 2019 «Музыкальное обозрение» выпустило специальный номер, посвященный Ричарду Тарускину (№ 4 / 447).
Ричард ТАРУСКИН Специальный номер «МО», № 4 (447) 2019
Уильям Робин The New York Times 1 июля 2022
Ричард Тарускин, музыковед, умер в возрасте 77 лет
Литератор, критик, педагог и интеллектуал, он был бескомпромиссным полемистом, бросившим вызов общепринятому представлению о классической музыке. «Он был самым значительным из ныне живущих авторов, пишущих о классической музыке, как в академических кругах, так и в журналистике», — сказал Алекс Росс, музыкальный критик The New Yorker.
Ричард Тарускин, выдающийся музыковед и интеллектуал, чьи полемические исследования и критические статьи трансформировали традиционный взгляд на историю классической музыки, скончался рано утром в пятницу, 1 июля, в Окленде, штат Калифорния. Ему было 77 лет. По словам его жены Кэти Робак Тарускин, его смерть наступила в больнице от рака пищевода. Почетный профессор Калифорнийского университета в Беркли и специалист по русской музыке, г-н Тарускин был автором ряда новаторских музыковедческих исследований, в том числе всеобъемлющей шеститомной «Оксфордской истории западной музыки». Он также был сотрудником The New York Times: его острые, блещущие остроумием и эрудицией статьи представляли ту ушедшую эпоху, когда столкновения по поводу значения классической музыки имели основополагающее значение. «Он был самым значительным из ныне живущих авторов, пишущих о классической музыке, как в академических кругах, так и в журналистике, — сказал в недавнем интервью Алекс Росс, музыкальный критик The New Yorker. — Он знал все, его идеи были мощными, и он писал эффектным стилем». В то время, когда классические каноны в музыке считались неприкосновенными, г-н Тарускин выдвинул теорию, согласно которой они являются продуктом политических усилий. Его bête noire (предметом особой неприязни) было широко распространенное мнение, что симфонии Бетховена и кантаты Баха могут быть оторваны от их исторического контекста. Он яростно критиковал это представление о «чистой музыке», являвшей собой, как он писал, «очищенное пространство, в котором музыку можно сочинять, исполнять и слушать в культурно-историческом вакууме, то есть в совершенной стерильности». Г-н Тарускин был автором новаторских музыковедческих исследований, в том числе обширной шеститомной «Оксфордской истории западной музыки».


Ричард Филлер Тарускин родился 2 апреля 1945 года в Нью-Йорке, в Квинсе, в еврейской семье Бенджамина и Беатрис (Филлер) Тарускиных. Его семья была либеральной, дерзкой, интеллектуальной и музыкальной: отец был юристом и скрипачом-любителем, а мать — бывшим преподавателем фортепиано. Он начал играть на виолончели в 11 лет и, посещая Высшую школу музыки и искусства на Манхэттене (ныне Высшая школа музыки и искусства Фиорелло Х. Ла Гуардиа), жадно поглощал книги по истории музыки в Нью-Йоркской публичной библиотеке. В Колумбийском университете г-н Тарускин изучал музыку и русский язык, отчасти для того, чтобы иметь возможность общаться с родственниками, жившими в Москве. Он получил докторскую степень под руководством историка музыки Пола Генри Ланга, который исследовал старинную музыку и русскую оперу XIX века. Он также начал играть на виоле да гамба, выступал на нью-йоркских концертных сценах, а впоследствии, преподавая в Колумбийском университете, руководил хоровым ансамблем Cappella Nova, исполнявшей репертуар эпохи Возрождения. В 1986 году он начал преподавать в Калифорнийском университете в Беркли. В 1970-х годах музыковедение было в основном все еще сосредоточено на возрождении малоизвестных мотетов и анализе западноевропейских шедевров. Г-н Тарускин участвовал в движении «Новое музыковедение», принадлежа к поколению ученых, которые встряхнули музыкальную науку, опираясь на постмодернистские подходы, феминистскую и квир-теорию и культурологические исследования. «Ричард очень остро чувствовал политические веяния в истории музыки, — сказала Сьюзен Макклари, одна из инициаторов «Нового музыковедения». — Он был и выдающимся музыкантом. И поэтому он не собирался жертвовать самой музыкой ради контекста; для него они всегда были едины». Изучая для своей докторской диссертации творчество русских композиторов (в то время как основная масса музыковедов отвергала их как второстепенные фигуры), г-н Тарускин убедился в том, как политика XIX века коварно сформировала классический канон. Он убедительно доказывал, что Бах, Моцарт и Бетховен не случайно были так почитаемы: их популярность и признание явились следствием долго не признаваемой и глубоко укоренившейся немецкой националистической идеологии. Его монографии о русской опере и Мусоргском изменили подход к изучению музыки Восточной Европы, развеяв давние мифы. В 1984 г. г-н Тарускин начал писать для недолго существовавшего журнала Opus Magazine по приглашению его редактора Джеймса Р. Эстрайха. После того, как г-н Эстрайх перешел в The New York Times, г-н Тарускин публиковал в NYT в разделе «Искусство и досуг» подробные эссе, в которых критиковал композиторов, часто считавшихся полубогами; вскоре почтовый ящик раздела наполнился письмами разгневанных читателей. (Сам он без колебаний рассылал письма видным музыкальным критикам, в которых разоблачал их ошибки и логические заблуждения.) Его эссе для The Times и The New Republic позже были собраны в книгах «О русской музыке» и «Опасность музыки». Ведение семинара Стравинского в Колумбийском университете вдохновило г-на Тарускина на создание двухтомника «Стравинский и русские традиции» — оригинального исследования 1996 года, перевернувшего с ног на голову космополитический образ, который композитор и его помощники долгое время культивировали. Г-н Тарускин обратил внимание на традиционные славянские мелодии, которые Стравинский вложил в «Весну священную», и на то, как сам композитор намеренно затушевывал народные корни своего революционного балета. «Оксфордская история западной музыки», опубликованная в 2005 году, выросла из лекций г-на Тарускина в Беркли и его неудовлетворенности учебниками, которые представляют собою «парад неоспоримых шедевров». На более чем 4000 страницах он привел сложный анализ наряду с богатой контекстуализацией, раскрывая музыкальную историю как сферу пересечения аргументации, политики и власти. Одетый в пурпурный блейзер, г-н Тарускин был яркой фигурой на конференциях Американского музыковедческого общества, где его презентации были событием-блокбастером. В последние годы он воздерживался от докладов, при этом часто посещая лекции своих многочисленных учеников. В 1984 он женился на Кэти Робак, программистке из Беркли, и жил в Эль-Серрито, Калифорния. У него остались сестра Мириам Лоуренс, брат Раймонд, сын Пол Робак Тарускин, дочь Тесса Робак Тарускин и двое внуков. Среди многочисленных наград г-на Тарускина — престижная премия Киото, которую он получил в 2017 году в Японии. Его последней книгой стал сборник 2020 года «Проклятые вопросы: о музыке и ее социальных практиках». В последнее время он работал над завершением книги эссе, которая послужила бы его научной биографией. Несмотря на свой властный характер, г-н Тарускин отличался добротой, хорошо известной коллегам и ученикам. Так, в течение многих лет он полемизировал с музыкальным теоретиком Питером ван ден Торном по поводу значения музыки Стравинского: г-н Тарускин утверждал, что ее нельзя отделить от политики ХХ века, в то время как г-н ван ден Торн считал, что эти проблемы не имеют отношения к музыке. Тем не менее, г-н Тарускин посвятил одну из своих книг г-ну ван ден Торну с дарственной надписью: «Общественному противнику, личному другу».
Источник публикации The New York Times, 1 июля 2022, Уильям Робин Перевод Павел Райгородский, “МО”
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Памяти Ричарда Тарускина (2 апреля 1945 – 1 июля 2022) впервые появилась Музыкальное обозрение.