Войти в почту

Валерию Гончарову – 70 лет

4 июля 2022 отмечает юбилей Валерий Петрович Гончаров – один из элитных руководителей филармонического движения в России.

Более полувека он служит в Вологодской филармонии, прошел путь от артиста до директора: занимал эту должность в общей сложности 20 лет (с 1992 по 1995 и с 1998 по 2015), в последние годы – заместитель генерального директора по концертной деятельности, руководитель Дирекции программ. Валерий Петрович – гуру концертного дела. Мало кто может сравниться с ним по опыту и мудрости, по глубине понимания проблем и быстроте нахождения вариантов их решения. По умению ладить с людьми, всегда идти навстречу, быть другом и надежным деловым партнером. Его авторитет руководителя в филармоническом сообществе незыблем и непререкаем. Этот авторитет, как и любовь и уважение друзей и коллег, Валерий Петрович заслужил всей своей творческой жизнью настоящего Мастера своего непростого дела. Валерий Гончаров и Вологодская филармония много лет успешно сотрудничают с «Музыкальным обозрением». С 2008 «МО» при поддержке Гончарова проводит в Вологде фестиваль «Кружева» (художественный руководитель – главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов). В этом году пройдет Девятый фестиваль, в организации которого В. П. Гончаров принимает деятельное участие. Публикуем интервью Валерия Гончарова, которое он дал вологодскому журналисту Алексею Колосову специально для «Музыкального обозрения» (2012, № 8).

Вологодский Петрович

Генеральному директору Вологодской областной филармонии имени В.А. Гаврилина Валерию Гончарову исполнилось 60 лет. С юбиляром беседует вологодский журналист Алексей Колосов.

МО | Валерий Петрович! Директор филармонии — что это за профессия? ВГ | Это образ жизни, вмещающий в себя уйму разных профессий, должностей, видов деятельности. МО | Какие из них самые важные? ВГ | Когда работаешь с людьми и для людей, важно соотносить интересы всех участников процесса. Но не бывает, чтобы всех все устраивало. Приходится все время помнить о компромиссах. Очень важно уметь выслушать мнение творцов-профессионалов, постараться его принять и продумать все варианты реализации. И не стоит стремиться к тому, чтобы все решили, что это и твое мнение. Профессионалам надо верить безоговорочно! Никогда не помешает чувство реальности, которое ни в коем случае не надо путать с приземленностью. Самые привлекательные и заманчивые творческие проекты могут превратиться в розовые сны, если не найти материальных инструментов их воплощения. МО | Говорят, что Вы не уволили за всю жизнь ни одного сотрудника — это правда? ВГ | Так и было. Увы, нынешние экономические реалии заставляют принимать иные решения. В нашем деле отношения должны выстраиваться на радости от выполнения задуманного, а не на страхе быть уволенным из-за того, что не все у тебя получилось. Идеальных людей не бывает. И бывало, кто-то пользовался моим «всепрощенчеством». Я научился не обижаться на это. Но мнение обо мне, как о человеке абсолютно бесконфликтном, несколько мифологизировано. Важно понимать, что для чего существует: дело, пусть и самое интересное на этот момент, придуманное тобой или кем-то из друзей, или жизнь, которая, безусловно, состоит из множества дел, но дана нам свыше. Для меня всегда важно дело, я не устаю повторять, что самое страшное — это отмена концерта или невыполнение обязательств перед артистом или зрителями. У человека всегда должен быть шанс понять собственную неправоту. И почти любое дело можно исправить, сделать по-другому, в конце концов, еще лучше, чем оно было задумано. Достойная жизнь должна быть наполнена достойными делами — это идеал, конечно.

Отступление первое В.П. Гончаров родился 4 июля 1952 в Вологде, в военной семье. Отец-подполковник, мама, бабушка — все фронтовики. Когда мальчик был во 2-м классе, тяжело заболела мать (сказались контузии и ранения), ушел из семьи отец, через год умерла бабушка. С 9 до 15 лет Валерий учился в школе-интернате, где начал заниматься в духовом оркестре под руководством преподавателя Вологодского музыкального училища В. Анкудинова. В 1967 поступил на оркестровое отделение училища по классу трубы. На всю жизнь остался благодарен своим педагогам: М.С. Герасименко по специальности — выпускнику Московской консерватории и артисту Большого театра СССР, М.Ш. Бонфельду, И.Г. Писанко, В.Я. Никитину. Уже тогда проявились организаторские способности будущего директора: три года он руководил детским духовым оркестром в ДК пос. Огарково.

Филармония — вся жизнь МО | Первый концерт, первые гастроли остались в памяти? ВГ | В филармонии я начал работать, еще учась в училище. Мы выступали в клубах, домах культуры, концертных залах не только в Вологодской области. Первые гастроли — полтора месяца по реке от Вологды до Котласа. Небольшой пароходик, нас девять человек. Первая остановка — километрах в 50 в небольшом лесопункте. Два концерта — в 7 и 9 вечера. Зал битком! А после нас просят поиграть на танцах… Практически в каждой деревне на грунтовой взлетной полосе стоял АН-2. Всю область, особенно летом, мы облетели на этих самолетиках. Короткий разбег, взлет, минут 10 – 15 лета, посадка. Сцены, концертные площадки были самые разные: открытые, закрытые, совсем крохотные, 2 на 3 метра, и поприличнее — 3 на 4… А основу репертуара составляли напевные душевные песни, прославляющие Родину и воспевающие светлые человеческие чувства. Тогда практически не было людей праздных. А после работы требовался нормальный душевный отдых, который обеспечивали артисты филармонии. Добираясь до зрителя на грузовике, в тракторной телеге, на катере или «кукурузнике» АН-2, при слабом распространении телевидения, мы не встречали конкурентов. Но это не значит, что можно было гнать халтуру: ее на дух не принимали! Контакт со зрителем устанавливался мгновенно, и работать вполсилы было невозможно.

Отступление второе С 1970 жизнь В. Гончарова связана с Вологодской филармонией. До 1984 (с перерывом на службу в армии, которую проходил в Ленинграде в 1974 – 1976 в духовом оркестре) он — артист инструментального ансамбля, ВИА «Веселый ветер». Побывал с гастролями практически везде в бывшем СССР — от Кушки до Мурманска, от Анадыря до Бреста. Участвовал в музыкальных фестивалях «Мерцишор» в Молдавии, «Огни магистрали» на БАМе и многих других. Выступал с известными артистами и ансамблями нашей страны. С 1984 — на руководящей работе. В 1984 – 1985 — начальник концертного отдела, в 1985 – 1992 зам. директора, в 1992 – 1995 и с 1998 — директор филармонии (с 2009 генеральный директор). В 1995 – 1998 зам. директора «Вологдаконцерта». В трудные годы, когда филармония фактически раскололась на две организации («Вологдаконцерт» и Детская филармония), не было концертного зала (Зал Дворянского собрания находился на реставрации), В. Гончаров приложил титанические усилия для объединения филармонических ресурсов, завершения реконструкции Концертного зала, который был открыт в 1999, вскоре после возвращения Валерия Петровича на директорский пост. В. Гончаров — организатор и директор многих филармонических фестивалей: Гаврилинского музыкального, «Кружева», «Голоса истории», «Русский Север», «Белозерье», фестиваль Н. Рубцова и др. Как говорит сам Валерий Петрович, за годы работы он сотрудничал и подружился со многими знаменитыми артистами, режиссерами, продюсерами, писателями, поэтами, дирижерами, певцами, инструменталистами, творческими коллективами… И делает очень много для того, чтобы Вологда, несмотря на множество проблем города и региона, стала одним из центров культурной жизни русского Севера.

Какая Вологда без «Кружев»? МО | В том, что в Вологде выступают известные коллективы и солисты, проходят фестивали, заслуга директора филармонии? ВГ | В том числе, и не в самую первую очередь. Меня долго убеждал главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» А. Устинов в необходимости проведения музыкального фестиваля «Кружева». Мы пригласили его в качестве художественного руководителя фестиваля. Так часто поступают за рубежом, например, в Зальцбурге: приглашают интенданта — креативного человека со стороны, который воплощает в жизнь свои оригинальные идеи. Одна из них, уникальная для России — ежегодный заказ одному из современных композиторов нового сочинения, посвященного Вологде (ее также задумал и осуществил А. Устинов). На фестивале выступали выдающиеся исполнители: оркестр Московской филармонии под руководством Ю. Симонова, Капелла В. Полянского, Э. Грач и оркестр «Московия», пианисты А. Гиндин, Р. Урасин, В. Овчинников, виолончелисты А. Бузлов и Б. Андрианов, многие другие… «Кружева» не только стали брендом Вологды, но и органично вписались в контекст культурной и духовной жизни всей страны. Концепция фестиваля пронизана глубокими связями, символами, смыслами, параллелями — как внутри программ (вплоть до тональностей исполняемых произведений), так и между всеми концертами и событиями. Это Фестиваль-Храм, Фестиваль-Дом, в котором, как в идеально выстроенном здании, продумана и отшлифована каждая деталь. В фестивале «Кружева» — что очень ценно — сочетаются привязанность к вологодским традициям и высочайшее качество предлагаемого художественного продукта. И на каждом фестивале, вот уже несколько лет открывающем в Вологде новый концертный сезон — с колокольными звонами, хоровыми концертами в Софийском соборе, выставками, — я вижу зрителей, которым это нравится… Наш фестиваль — средоточие той искренности, чуткости, тонкости, глубины, которые, словно прорезая внешнюю оболочку, проникают внутрь и отзываются в душах слушателей. Как увлекательный роман, который читаешь взахлеб, а потом он еще долго-долго, порой всю жизнь, воздействует на тебя своими флюидами и воспоминаниями…

Отступление третье С Вологдой, Вологодской филармонией и ее директором у «Музыкального обозрения» отношения особые. Здесь при активнейшей поддержке В. Гончарова прошли три фестиваля, организованных с участием «МО» (в 2008 — V Гаврилинский, в 2010 и 2011 — «Кружева»). В октябре 2008 в филармонии состоялась научная конференция «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России рубежа веков» — первая в истории, посвященная газете и вообще СМИ. В Вологде 1 октября 2009 в рамках Всероссийского фестиваля «“Музыкальное обозрение” — ХХ» прошло самое торжественное и насыщенное событиями празднование 20-летия газеты, длившееся с 8 утра до позднего вечера: литургия и молебен в Церкви Покрова на Торгу по благословению Патриарха о здравии музыкантов России (служил о. Арсений Скороходько); колокольные звоны и хоровой концерт в Софийском Соборе; концерт в зале Филармонии, как часть юбилейного проекта «МО» ор. 20. В память о выдающемся музыканте, ученом, педагоге М.Ш. Бонфельде в декабре 2007 выпущен специальный номер «МО» «Вологодчина музыкальная», в котором досконально представлена вся музыкальная жизнь региона, в т.ч. и деятельность филармонии.

Потехе — время, и делу — час! На юбилей В. Гончарова приехали его друзья, коллеги, соратники, директора филармоний России: Московской — А. Шалашов, Свердловской — А. Колотурский, Тюменской — М. Бирман, Новосибирской — А. Назимко, Омской — С. Банников, Карельской — И. Устинова, Пензенской — А. Львов-Белов, Сургутской — В. Болотнова, Нижегородской — О. Томина, Мурманской — В. Чачина, Поморской — Т. Сметанина, Коми — В. Майсерик; генеральный директор Санкт-Петербургской капеллы О. Хомова, зам. директора Свердловской филармонии Н. Штерн, главный редактор «МО» А. Устинов. Утром 4 июля руководители Союза концертных организаций России А. Шалашов, А. Колотурский, М. Бирман, а также В. Гончаров и А. Устинов обсудили с зам. губернатора Вологодской области проблемы концертной жизни в регионе. Затем состоялась презентация осеннего фестиваля «Кружева»: звоны на колокольне Софийского собора, куда могли подняться все желающие, и концерт Камерного хора под управлением А. Мишина в Софийском соборе. В Кремле прошло выездное заседание СКОР и Круглый стол на тему «Малые музыкальные столицы России. Концертная жизнь. Проблемы и факты»; обсуждались достижения и перспективы развития культуры малых городов, проблемы деятельности концертных организаций (модератор Круглого стола — А. Устинов). Гости совершили экскурсию по Вологодскому музею-заповеднику. А вечером все собрались на юбилей директора в Концертном зале филармонии. Был показан документальный фильм о В. Гончарове. В концерте участвовали коллективы и солисты Вологодской филармонии.

«Головная боль» директора МО | Что меняется с годами в Вашей работе? ВГ | С каждым годом становится все меньше классики в афишах, потому что концерт классической музыки не может быть прибыльным. А без настоящей высокой культуры человек деградирует… Кардинально изменились взаимоотношения в цепочке зритель — артист — организатор концерта. У всех возросли требования друг к другу. Порой совершенно необоснованные. Меняются задачи филармонии, решать которые становится все труднее при старой инфраструктуре, исчезающей на глазах финансовой поддержке государства, нехватке профессиональных специалистов едва ли не в любой сфере концертной деятельности. МО | А что не меняется? ВГ | Мы остаемся единственным областным центром на Северо-Западе, не имеющим приличного концертного зала, где могли бы выступать симфонические оркестры, балетные или оперные труппы. Вынуждены арендовать Концертный зал музыкального колледжа, сцену драмтеатра. В России как не было, так и нет отлаженной системы управления сложным филармоническим хозяйством, нет специалистов, которые разбирались бы в тонкостях каждого направления деятельности филармонических коллективов. Все в одной куче. Вот уж впрямь: «И швец, и жнец, и на дуде игрец!» Программа, репертуар, профессиональный рост, просветительство, прибыль, организация гастролей, обеспечение высококлассной аппаратурой и инструментами, соблюдение авторских прав, удовлетворение запросов зрителей, социальная функция, соблюдение норм и правил технических регламентов и пожарной безопасности… И это лишь малая часть ежедневных «головных болей», поверьте. МО | Неужели все так плохо? ВГ | Жизнь прекрасна! Но осознавать это становится все труднее…

Беседовал Алексей КОЛОСОВ «Музыкальное обозрение», 2012, № 8 (344)

За минувшие 10 лет при участии Валерия Гончарова прошло еще пять фестивалей «Кружева» (2013, 2014, 2015, 2016, 2021). Вышел специальный номер «МО» «Вологодская филармония: 70 лет» (2014, № 12 (377). Алексей Колосов ушел из жизни в 2019.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Валерию Гончарову – 70 лет впервые появилась Музыкальное обозрение.