Войти в почту

Приключение на долгие годы

Что вы думаете о франшизах? На ум приходят те, которые связаны с заведениями общепита, когда в каждом городе можно найти знакомое название и примерно одинаковую по цене и качеству продукцию. Ведь по сути это и есть право пользоваться брендом и его технологиями. Однако медиафраншиза — права на авторскую вселенную и ее героев — способ защитить интеллектуальную собственность.

Приключение на долгие годы
© Вечерняя Москва

О франшизе идет речь, когда у одного оригинального произведения появляются «отростки» — приквелы, сиквелы, сериалы, компьютерные игры и все сопутствующее. В чем соль? В том, что душа всегда «требует продолжения банкета», если тот удался. А когда желания многих зрителей объединяются в одно, сочетаясь с заинтересованностью создателей, то почему бы и не снимать дальше.

В России есть свои примеры франшиз. Новогодние «Елки», экранизации спектаклей «Квартета И» вроде «О чем говорят мужчины», инопланетное «Притяжение» и его сиквел «Вторжение», культовые «Ночной...» и «Дневной Дозоры» и «Брат»... Впрочем, едва ли последние два можно назвать франшизой. Чаще речь о ней заходит, когда мир кино расползается шире, чем одна лента и ее продолжение. Кинофраншиза требует единых правил построения реальности и общих персонажей. Поэтому зачастую, когда начинается запуск фильма, контракт с артистами подписывают сразу на несколько лент. Ведь именно герои — те, за кем следит зритель, на кого он «возвращается».

Тут все как в жизни — понравившегося человека хочется узнать лучше, а чем больше мы узнаем о нем, тем интереснее становится. Нам хочется узнать про его прошлое, будущее, страхи и сильные стороны. Вот только тут есть подвох. Герой отправляется в путешествие и возвращается изменившимся. Но все приключения рано или поздно заканчиваются. Должны заканчиваться. Иначе персонажу будет труднее меняться. А если герой продолжает удивлять, то от повторяемости стирается острота новизны и киноприключения постепенно превращаются в обыденность.

Конечно, если не переключить внимание зрителя на нового, второстепенного героя, сделав его главным, или на неожиданную побочную сюжетную ветку. Со временем любая франшиза все равно приедается, с ней остаются лишь поклонники. И чтобы «встряхнуть» историю, крупные студии меняют режиссеров, впуская «новую кровь». Часто это эффективно: в напоминающий о прошлом рассказ включаются новые смыслы. Но и в этом есть опасность. Ведь режиссер дирижирует проектом, разгоняет его энергию, и порой новая подача существенно меняет восприятие героев зрителем. Если в какой-то из частей вам понравился образ, то его непривычная подача в следующих частях может раздражать.

Для поддержания успеха франшизы авторам нужно балансировать на грани новизны и следования привычному, удивления и узнаваемости. Нужно поддерживать правила игры, заданные в отправном произведении, при этом направляя его в неведомое. Щекотать нервы и напоминать про любимые моменты из прошлого. А еще — создавать и пестовать свою фанатскую базу. При таком подходе зрители будут не только раз за разом возвращаться в кинотеатры, но и ждать новой части франшизы, как встречи с другом или свидания.