Руководитель ансамбля из Щукина рассказала о традициях «ромалэ»
Земфира Архинчеева c 1-го Волоколамского проезда — руководитель цыганского танцевального ансамбля Zemfira studio. По отцовской линии Земфира цыганка и живо интересуется не только цыганским искусством, но и культурой, историей этого народа. Она поделилась интересными фактами Вернулась к мечте через 20 лет Сколько Земфира себя помнит, всегда мечтала быть режиссёром. Первую танцевальную постановку срежиссировала в 6-м классе, будучи вожатой подшефного 3-го «Б». — Это было в 1980-х. Мои родители по контракту работали Монголии, в Улан-Баторе, — вспоминает она. — Наш «Танец маленьких утят» произвёл фурор. Нас даже приглашали выступать в советские воинские части, которых тогда в Улан-Баторе было немало. Но… стала профессиональной спортсменкой: гребля на байдарках, кандидат в мастера спорта. После с головой ушла в спортивную журналистику. А однажды почувствовала: не хватает движения. И серьёзно занялась танцами. Так что лишь спустя 20 лет Земфира вернулась к мечте детства. Получила образование хореографа, прошла сотни мастер-классов и сейчас постоянно учится: молдавские танцы, греческие, грузинские, фламенко… Но любовь всей жизни — конечно же цыганские танцы и культура. Если сцена не в занозах… Как и у всякого народа, у цыган есть свои обычаи. — Например, в доме первый этаж — женский, а второй — мужской: нельзя, чтобы женские ноги были над мужчиной. А если женщина хотела оскорбить мужчину, она задевала его краем юбки. В ортодоксальных цыганских семьях этот обычай сохраняется до сих пор, — говорит Земфира. — В танце цыганка никогда не упадёт на спину ногами к зрителю: только головой или боком. Цыганка может оголить плечи, надеть смелое декольте, но никогда не оголит пупок — это табу. А ещё цыганки ходили и танцевали босиком. В советские времена, вплоть до 1950-х годов, им это запрещали. Известна фраза примы театра «Ромэн» Ляли Чёрной: «Цыганки испокон веков плясали босиком на пыльных дорогах. И если сцена не в занозах, обязательно выйду без туфель!» Сейчас, конечно, этого уже нет. Но в ансамбле Земфиры и дети и взрослые танцуют и в обуви, и босиком. — А ещё: если цыганка полюбит — это навсегда, — говорит Земфира. — Семья и дети для цыганки всегда превыше всего. Русские романсы на новый лад Любопытна история некоторых «настоящих таборных» песен. — Цыгане легко интегрировались в русскую культуру, — говорит Земфира. — И стали, правда по-своему, исполнять русские народные песни, романсы. Охотно приняли цыгане и песни «О, говори хоть ты со мной» и «Две гитары» Аполлона Григорьева, — даже считали поэта своим, называли «наш барин». Но со временем публика стала требовать народных, настоящих цыганских песен. Они и запели. Русский зритель приходил в восторг от чувства, надрыва, слезы в голосе певца: степь, романтика! Александр Блок рыдал от песни «Кон авэла». А вот если бы знал, о чём она… А смысл песни таков: возвращается цыганский купец с удачного торга — продал лошадей. И показывает всем, какой он удачливый, щедро разбрасывая по дороге деньги. А позади его жена идёт и подбирает ассигнации, чтоб ни одной бумажки не пропало.