Альбомы Москвы: Главархив – о создании гравюр с видами столицы XX века
Архитектура Москвы запечатлена в самых разных формах: от фотографий и картин до медных гравюр. Полиграфические издания: открытки, альбомы и картины - пользуются большим спросом как у самих москвичей, так и у гостей столицы. Интерес к архитектуре и планировкам города прослеживается с древности.
Писатели-путешественники стремились запечатлеть образ города и его жителей еще в XVII–XIX веках. Литературные труды иностранных авторов, посетивших столицу России, ярко проиллюстрированы гравюрами с изображениями Москвы. В 1577 году австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн издал книгу “Записки о Московии”, в которой карта города представлена в виде медной гравюры размером 48 на 34 сантиметра. На изображении можно увидеть и крепостные стены, и очертания московских площадей, Кремль. В самой книге представлено немало сведений о торговле, политике, истории, религии и обычаях “московитов”.
После масштабной реконструкции города в середине XX века было решено продолжить традицию запечатления архитектурных новшеств города в гравюре. Исполнительный комитет Моссовета в 1952 году принял решение создать серию художественных альбомов, способных воплотить в полной мере размах сталинского плана реконструкции столицы. Наиболее совершенным изобразительным средством для поставленной задачи, по мнению комитета художников, была глубокая гравюра - эстамп, выполняемый на металле или оргстекле. На органическом стекле отражали архитектурные линии и формы, фактуру металла, детали и конструкции зданий, блики солнечного света на зданиях. Тираж гравюр, выпускаемых сериями в виде альбомов, предназначался учреждениям культуры - музеям, библиотекам, домам культуры.
История развития русского изобразительного искусства демонстрирует примеры художественного выполнения в технике гравюры архитектурных и городских пейзажей. Еще в начале XVIII века гравер Алексей Зубов, работавший резцом, офортом и черной манерой, создал панораму Санкт-Петербурга, отражавшую первый этап строительства города. В середине того же века художник Михаил Махаев и группа граверов под руководством Ивана Соколова создали серию гравюр с видами Северной столицы и ее окрестностей.
Альбом, напечатанный в сотнях экземпляров, получил широкое распространение. Сегодня издание является большой редкостью и заветной мечтой для ценителей древности. Выдающиеся русские зодчие и архитекторы, такие как Василий Баженов, Матвей Казаков, Николай Львов, Андриян Захаров, Иван Фомин, придавали больше значение изображению архитектурных проектов и осуществленных зданий в технике глубокой гравюры. Академик архитектуры Алексей Щусев писал: “С утверждением классических форм современной архитектуры, художественная гравюра приобретает большое значение”.
В 1952 году в плане выпуска гравюр предусматривалось издать семь серий - новые высотные дома, перспективы главных магистралей города, ансамбли жилых зданий, московский метрополитен и канал Москва-Волга, сады и парки столицы, мосты и набережные, а также серию гравюр памятников.
Сегодня работа художников позволяет воссоздать архитектурный облик города в середине XX века. Виды набережных и площадей, шпили и арки высотных зданий дают возможность представить не только красоты столицы семидесятилетней давности, но и оценить масштабы современной реконструкции города.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея